Что ели в русской деревне 100 лет назад (3 фото)

Шрифт


крестьянская еда

Сейчас очень много говорят о питании - правильном, здоровом, различных диетах. Что-то считается полезным, что-то вредным, но все равно съедобным. А вот как этот вопрос решался лет сто назад? Что тогда было принято на повседневном обеденном столе?

Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, ещё её называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объём работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи.

Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для её разнообразия воспринимали как баловство.

Известная поговорка «Щи да каша – пища наша» верно отражала обыденное содержание еды жителей деревни. В Орловской губернии повседневную пищу как богатых так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья приправлялись свиным салом или «затолокой» (внутренним свиным жиром), по постным дням – конопляным маслом. В Петровский пост орловские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Праздничная пища отличалась тем, что её лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов.

крестьянская еда

Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. По наблюдениям Н.Бржевского, пища крестьян, в количественном и качественном отношении, не удовлетворяла основные потребности организма. «Молоко, коровье масло, творог, мясо, – писал он, –все продукты, богатые белковыми веществами, появляются на крестьянском столе в исключительных случаях – на свадьбах, в престольные праздники. Хроническое недоедание – обычное явление в крестьянской семье».

Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб. В «Статистическом очерке хозяйственного положения крестьян Орловской и Тульской губерний» (1902) М.Кашкаров отмечал, что «пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб – для белого тела». В начале ХХ века в сёлах Тамбовской губернии состав потребляемых хлебов распределялся следующим образом: мука ржаная – 81,2, мука пшеничная – 2,3, крупы – 16,3%.

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из неё варили кашу кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в в 1930-е годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX века в сёлах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи.

Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печёным картофелем, вчерашними остатками. В 9-10 утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня, все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу.

В условиях отсутствия в крестьянских семьях какого-либо значительного запаса продовольствия, каждый неурожай влёк за собой тяжкие последствия. В голодное время потребление продуктов сельской семьёй сокращалось до минимума. С целью физического выживания в селе резали скот, пускали в пищу семенной материал, распродавали инвентарь. В голодное время крестьяне употребляли в пищу хлеб из гречихи, ячменя или ржаной муки с мякиной. К.Арсеньев после поездки в голодные сёла Моршанского уезда Тамбовской губернии (1892 год) так описывал свои впечатления в «Вестнике Европы»: «Во время голода семьи крестьян Сеничкина и Моргунова кормились щами из негодных листьев серой капусты, сильно приправленных солью. Это вызывало ужасную жажду, дети выпивали массу воды, пухли и умирали».

крестьянская еда

Периодический голод выработал в русской деревне традицию выживания. Вот зарисовки этой голодной повседневности. «В селе Московское Воронежского уезда в голодные годы (1919-1921 годы) существующие пищевые запреты (не есть голубей, лошадей, зайцев) мало имели значение. Местное население употребляло в пищу мало-мальское подходящее растение, подорожник, не гнушались варить суп из лошадины, ели «сорочину и варанятину». Горячие кушанья делали из картофеля, засыпали тёртой свёклой, поджаренной рожью, добавляли лебеду. В голодные годы не ели хлеба без примесей, в качестве которых употребляли траву, лебеду, мякину, картофельную и свекольную ботву и другие суррогаты.

Но и в благополучные годы недоедание и несбалансированное питание были обыденным явлением. В начале ХХ века по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 Ккал., причём 84,7% из них были растительного происхождения, в том числе 62,9% хлебных и только 15,3% калорий получали с пищей животного происхождения. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла – полфунта.

По данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX века бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда в год. В период 1921-1927 годов растительные продукты в рационе тамбовских крестьян составляли 90 – 95%. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год.

А вот эта информация меня удивила. По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.

Традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до Великой Отечественной войны. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведёрки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».

Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок.

О крестьянском рационе и гигиене пишет доктор исторических наук Владимир Безгин в статье «Традиции крестьянского быта конца XIX — начала XX веков (пища, жилище, одежда)» («Вестник Тамбовского государственного технического университета», №4, 2005).


Оставить комментарий
Лучшие посты
Артём Исхаков убил подругу, надругался над трупом и покончил с собой Артём Исхаков убил подругу, надругался над трупом и покончил с собой Lisa Sparxxx: 919 мужчин за один день! Lisa Sparxxx: 919 мужчин за один день! Версия очевидцев трагедии в школе № 127 Перми Версия очевидцев трагедии в школе № 127 Перми Парень не побоялся насмешек публики и вышел на светское мероприятие без носков Парень не побоялся насмешек публики и вышел на светское мероприятие без носков Страшные истории из реальной жизни с фотографиями Страшные истории из реальной жизни с фотографиями Как в крещенской полынье девушки купались Как в крещенской полынье девушки купались Очкарику грозит 8 лет тюрьмы за то, что дал сдачи спортсмену-«южанину» Очкарику грозит 8 лет тюрьмы за то, что дал сдачи спортсмену-«южанину» С первого взгляда Габриэллу и не отличишь от живой С первого взгляда Габриэллу и не отличишь от живой Исчезла пенсионерка, выигравшая 506 миллионов рублей Исчезла пенсионерка, выигравшая 506 миллионов рублей Путешествие по Австралии на поезде (59 фото) Путешествие по Австралии на поезде (59 фото) Как наказывают за воровство преступников в Иране Как наказывают за воровство преступников в Иране Чёёёёт не едет или подборка «жести» с СТО Чёёёёт не едет или подборка «жести» с СТО Павел Майков: Сериал «Бригада» – это преступление против России, в котором я участвовал Павел Майков: Сериал «Бригада» – это преступление против России, в котором я участвовал Жесть : Два рыбака сгорели на зимней рыбалке на льду (16+) Жесть : Два рыбака сгорели на зимней рыбалке на льду (16+) Официантка много лет обслуживала грубого клиента и… Официантка много лет обслуживала грубого клиента и… Пятничные смешные комменты из социальных сетей (45 фото) Пятничные смешные комменты из социальных сетей (45 фото) В Уфе 17 летнего неофициального сотрудника смололи в бетономешалке В Уфе 17 летнего неофициального сотрудника смололи в бетономешалке Позитив: Смешные комментарии из социальных сетей Позитив: Смешные комментарии из социальных сетей В Перми в школе устроили массовую разборку на ножах В Перми в школе устроили массовую разборку на ножах Подростки совершили нападение на школу в Улан-Удэ Подростки совершили нападение на школу в Улан-Удэ Маленькая пума ягуарунди: чирикает, ест фрукты и дружит с обезьянами Маленькая пума ягуарунди: чирикает, ест фрукты и дружит с обезьянами Хафтор Бьёрнссон: паралич Белла обездвижил половину лица Хафтор Бьёрнссон: паралич Белла обездвижил половину лица Предпринимателя и его семилетнего сына жестоко убили в Оренбурге Предпринимателя и его семилетнего сына жестоко убили в Оренбурге Кто знает, что за штука? (11 фото) Кто знает, что за штука? (11 фото) Жуткая находка в дереве — мумия в своей естественной среде Жуткая находка в дереве — мумия в своей естественной среде Похоже, папаша все же не уследил за дочерью Похоже, папаша все же не уследил за дочерью Утренние позитивные картинки и комменты (45 фото) Утренние позитивные картинки и комменты (45 фото) В Уганде повеселились над слипшимися любовниками В Уганде повеселились над слипшимися любовниками Решив спасти эту старушку, врач применил действительно гениальный способ Решив спасти эту старушку, врач применил действительно гениальный способ Когда «хрущёвки» были новыми Когда «хрущёвки» были новыми
Еще посты