Теория жизненной успешности

Шрифт

компетенции в образовании

Преграды на пути развития собственной успешности в том, что в большинстве случаев (по опросу 2010-2012 гг., это около 75 %) люди не изменяют собственную модель жизненных выборов, даже когда жизненная ситуация их не устраивает. Само объяснение у взрослых представлено так: самыми первыми считают обстоятельства, других людей, собственные обязательства, второстепенными собственное поведение или жизненные выборы. В действительности же причины видятся в отсутствии интеллектуальных навыков, умений, а именно таких как критическое мышление (умение проводить когнитивно-поведенческий анализ, выделять собственные автоматические мнения, отслеживать нерезультативные когнитивные стили и стратегии), умения проводить трансформации собственной умственной модели. Как следствие, возникает неумение сознательно руководить собственной когнитивной моделью, впоследствии - жизнь в псевдомодели, неумение создавать разрешения на изменения, неумение связать знание с действиями, с конкретными ситуациями и собственной личностью.

Эти компетенции связаны с умственной моделью жизненных выборов личности: уровнем ее осознанности, отрефлексированности и уровнем ответственности за собственные выборы.
Анализ психологической литературы, показывает, что в странах СНГ, Европы и США в настоящее время нет развитой единственной психологической теории успешности, при этом в странах СНГ, особенно России, Украине, есть психологическая комплексология, частое архитипичное непринятие успешности, нет культуры успеха, нет моделей успешности. Нет единственного психологического определения жизненного успеха лица. При этом мы непосредственно связываем психологию успешности с ментальными моделями, поскольку именно эффективная ментальная модель дает субъекту переживание, ощущение, признание успеха.

В психологических концепциях понятие успеха рассматривается как основа успешной самореализации (А. Адлер, К. Г. Юнг), как тенденция к самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс). В социальной, педагогической и инженерной психологии также есть ссылка на эту тему (Е. Волк, И. А. Зимняя, А. И. Кагарманова, З. Ю. Ключников, Б. В. Кулагин, А. К. Маркова и др.). Многие современные деятели, бизнес-лидеры, политики, бизнес-обозреватели также вкладывают свой взнос в бытовую концепцию успеха, описывая свои алгоритмы или подходы (Р. Бренсон, С. Кови, А. Менегетти, Д. Трамп, Б. Шеффер и др.).

Базис для описания успешности - это "ментальная модель", которая является системным образованием в структуре интеллекта, так называемая "Триада личности", которая содержит три подсистемы: отношение к окружающим, к миру, и к самому себе. В ее структуре сочетаются интелектуально-деятельные составляющие части, которые связаны со структурой и опытом индивида. Структура и особенности связей между отмеченными составляющими частями предопределяют индивидуальную структуру каждого конкретного лица при определенной типичности ее компонентов. Зачастую формальным показателем интеллектуальной успешности становится диплом об образовании. При этом часто понятие "получения диплома" и "овладение компетенциями" совершенно не тождественны. От построения ментальных структур зависят конкретные проявления интеллектуальной активности, более того, личностные свойства и характеристики социального поведения человека, именно ментальная модель делает так называемую "индивидуальность" по содержанию составляющих частей ментальной модели аналогичной, но через иерархию, связи - непохожей на других, успешной, или наоборот. Ментальная модель взрослого человека выступает и как ресурсный центр, включение такой функции возможно самостоятельно (под воздействием рабочего алгоритма ментальной модели), или с помощью организованной извне рефлексии, как в режиме реального действия, так и под воздействием дистанционных форм воздействия.

компетенции в образовании

Ресурсное качество функции или переход в "успешное" состояние выражено в том, что она "включает" в человеке следующие эффекты:
1. Мотивация для изменений, развития, запрос на изменение.
2. Энергия для деятельности, для реализации избранных изменений.
3. Позитивное эмоциональное состояние.

Длительность данных эффектов зависит от ряда факторов, но в большинстве случаев она краткосрочна. Эта функция и стала предметом детального научного изучения, потому что очень влияет на субъективное ощущение человеком удовлетворения от жизни.
Опираясь на разработанное понятие, структуру и характеристики ментальных моделей, модели успешности взрослых и критерии успешной модели, определенные принципы успешности, можно разработать технологию повышения психологической компетентности успешности взрослого человека.


Оставить комментарий
Лучшие посты
Фото из женской общяги, которые не стоит показывать родителям Фото из женской общяги, которые не стоит показывать родителям Демотиваторы для отличного настроения в начале рабочей недели Демотиваторы для отличного настроения в начале рабочей недели В сети появились очень личные фото Анастасии Волочковой В сети появились очень личные фото Анастасии Волочковой 17-ть прекрасных актрис , раздевшихся в кино (20 фото) 17-ть прекрасных актрис , раздевшихся в кино (20 фото) Натали Эммануэль — обнаженные снимки актрисы из «Игры престолов» (18+) Натали Эммануэль — обнаженные снимки актрисы из «Игры престолов» (18+) Уздечка для женщины: Средневековое наказание для женщин Уздечка для женщины: Средневековое наказание для женщин Илона Бугаева: миллион лиц в косплей-образах (44 фото) Илона Бугаева: миллион лиц в косплей-образах (44 фото) Девушка без вагины захомутала парня и теперь они счастливы Девушка без вагины захомутала парня и теперь они счастливы Вова Дудник ищет для отношений идеальную женщину Вова Дудник ищет для отношений идеальную женщину Вирусное фото дало девушке из Судана шанс на карьеру модели Вирусное фото дало девушке из Судана шанс на карьеру модели Симпсоны: предсказание будущего ?! (31 фото) Симпсоны: предсказание будущего ?! (31 фото) Федор Емельяненко в открытом письме обратился к брату Александру Федор Емельяненко в открытом письме обратился к брату Александру Неожиданные  и редкие ретро-фотографии (90 фото) Неожиданные и редкие ретро-фотографии (90 фото) Интересные и необычные старые фото (92 фото) Интересные и необычные старые фото (92 фото) Демотиваторы — заряд позитива на весь день (30 фото) Демотиваторы — заряд позитива на весь день (30 фото) Изнасилование похищенной в Екатеринбурге 12-летней школьницы могли транслировать в Интернете Изнасилование похищенной в Екатеринбурге 12-летней школьницы могли транслировать в Интернете Юмор воскресный, яркий и нестандартный, живой и острый (40 фото) Юмор воскресный, яркий и нестандартный, живой и острый (40 фото) Бланш Монье: жуткая история заточения в четверть века Бланш Монье: жуткая история заточения в четверть века Михаил Задорнов вся жизнь в фотографиях (26 фото) Михаил Задорнов вся жизнь в фотографиях (26 фото) Школьная деградация: экзамены становятся все «сложнее» Школьная деградация: экзамены становятся все «сложнее» «Место встречи изменить нельзя»: вырезанные сцены «Место встречи изменить нельзя»: вырезанные сцены Ошибки в истории человечества, которые дорого обошлись Ошибки в истории человечества, которые дорого обошлись Синтольщик Кирилл Терешин наколол себе бицепсы Синтольщик Кирилл Терешин наколол себе бицепсы Тельман Исмаилов: от олигарха до обвиняемого банкрота Тельман Исмаилов: от олигарха до обвиняемого банкрота Неразгаданная тайна исчезновения Джудит Смит (19 фото) Неразгаданная тайна исчезновения Джудит Смит (19 фото) Старые фотографии — редкие и необычные (99 фото) Старые фотографии — редкие и необычные (99 фото) Интересная история : Как я обосрался после бани Интересная история : Как я обосрался после бани Жуткая резня в московском колледже Жуткая резня в московском колледже Набрав кредитов на 6 миллионов, пенсионерка объявила себя банкротом Набрав кредитов на 6 миллионов, пенсионерка объявила себя банкротом Франциска Манн — смертельный стриптиз в Освенциме Франциска Манн — смертельный стриптиз в Освенциме
Еще посты