Пехотный пулемётный велотанк «Хана тип 98»

Шрифт
0
Обсудить


велотанк

В годы второй мировой войны японская танковая промышленность, испытывая постоянный дефицит материалов и квалифицированных инженерных кадров, значительно уступала всем основным участникам войны. Виной тому была концентрация сил и средств японской промышленности на заказах ВМС и ВВС Японии.

Широкомасштабное вторжение в Китай в 1937-м году даже с незначительными танковыми силами показало их огромную эффективность против слабо обученой и плохо вооружённой китайской пехоты. Армейскому командованию требовалось больше танков и бронемашин, но японская промышленность не могла удовлетворить их запросы. К тому же, специфика боевых действий против китайцев выдвигала свои требования к конструкции танков, которым существующие машины не вполне соответствовали. Так, в отражении контратак масс китайской пехоты требовалась концентрация артиллерийского огня, японская артиллерия не всегда успевала за своими войсками, а вооруженные мелкокалиберными пушками танки не могли нанести достаточно большой урон атакующим. В этих условиях вооруженные пулемётами бронемашины оказывались гораздо эффективнее, обеспечивая быстрый манёвр огнём и достаточную плотность огня там, где это было необходимо. Танки же больше выполняли роль психологической поддержки своих войск и подавления китайских. При виде наступающих танков китайцы часто разбегались, не оказывая сопротивления. Исходя из этого, в 1938 году армейское командование разработало требования к пехотному танку в условиях китайского фронта: это должна была быть гусеничная машина, издали напоминающая танк, вооруженная 2-3 пулемётами, с незначительным противопульным бронированием. Заказ был передан компании Мицубиси, одним из условий контракта было быстрое развертывание производства пехотного танка из легкодоступных материалов. За проект с энтузиазмом взялся молодой перспективный инженер Масамунэ Анно. Соотнеся требования военных с возможностями японской промышленности, он принял поистине гениальное решение - использовать в качестве базы для танка обычные велосипеды. Разработанное им шасси представляло собой по сути четырёхколёсный велосипед, на каркас которого был надет фанерный короб с вращающейся башней. Велосипедные колёса были модернизированы - стали шире и больше в диаметре, число спиц значительно уменьшилось, они были усилены и закрыты фанерными дисками. Передней парой колёс управлял велосипедист-водитель, за ним сидел командир-пулемётчик, управлявший установленным в башне станковым пулемётом "тип 92" калибра 7.7мм, в корме находился помощник велосипедиста-водителя. Задняя пара колёс являлась ведущей и принимала мускульное усилие двух человек Для обеспечения устойчивости по бокам рамы закреплялись по две двухколесные тележки на "свечной" подвеске, диаметр их колёс был меньше ведущих. На колеса надевалась толстая резиновая или брезентовая лента, призванная имитировать гусеницы. Лоб корпуса и башни обшивались 4 мм листовой сталью, что было вполне достаточно для защиты от осколков

велотанк

Компоновочная схема специального пехотного танка, обнаруженная в архивах компании Мицубиси после войны

Посадка в танк осуществлялась через широкий двустворчатый люк в корме, техническое обслуживание пулемета проводилось путём снятия башни целиком, станок пулемёта при этом оставался закреплён на каркасе. Форма бронированного короба и башни имитировала танк Рено FT. Машина получила поэтическое название "Hana" ("Хана", яп. "цветок") и компания Мицубиси приступила к изготовлению опытной партии велотанков. Для изготовления каркаса применялись стволы бамбука, обмотанные лентами брезента, которые для увеличения прочности пропитывались клеем, корпус и башня изготовлялись из фанеры, на немногочисленные металлические детали (цепи, звездочки и т.п.) шла самая низкосортная сталь. Общий вес машины с вооружением и боеприпасами составлял всего 160 кг, с экипажем масса велотанка могла достигать 400 кг.
Опытные образцы специального пехотного пулемётного велотанка "Хана тип 98" поступили в войска в феврале 1939-го года. Первое боевое применение выявило существенный недостаток этой машины - крайне низкая проходимость и невысокая скорость сильно ограничивали возможности использования танка. Часто сопровождавшим велотанк пехотинцам приходилось подталкивать машину в корму, чтобы экипаж мог начать движение. Сказалось и недостаточность бронирования, пули и осколки часто пробивали фанерный корпус, нанося ранения экипажу. Тем не менее, будучи применёнными в сельской и городской местности на грунтовых дорогах, танки показали свою эффективность в наступлении при сопровождении пехоты и отражении китайских контратак. Важным преимуществом было то, что для обучения экипажа не требовалось времени, велотанкистом мог стать любой солдат Императорской армии, а ремонт даже сильно повреждённого велотанка занимал считаные часы. Помимо этого, велотанки совершенно не требовали горючего, а благодаря их легкому весу на длительных маршах в них можно было запрячь лошадь для осуществления транспортировки. Брезентовые ленты, имитирующие гусеницы, при транспортировке складывались на надгусеничных полках. Впрочем, экипажи часто бросали эти ленты, улучшая таким образом ходовые качества велотанков.

велотанк

Японская пехота атакует при поддержке велотанка 'Хана тип 98'

По итогам первых боёв инженер Масамунэ провёл модернизацию конструкции - передние и задние колёса были сделаны двойными, усилена рама, велосипедные шины были заменены резиновыми бандажами, корпус по бокам в передней части и сверху дополнительно обшивался листовой сталью 1-2 мм для защиты от осколков. Была упрощена форма башни и для облегчения посадки в танк полностью изменён кормовой люк . Проводилась работа по усилению вооружения: велосипедист-водитель получил в качестве курсового ручной пулемёт "тип 96" калибра 6.5 мм. Масса возросла на 70 кг, но благодаря усовершенствованию трансмиссии велотанка экипажу стало проще начать движение и увеличилась скорость. Также была сделана попытка поставить два станковых пулемёта в башню, но её теснота затрудняла использование пулемётов, к тому же конструкция излишне утяжелялась. Попытки поставить артиллерийское вооружение ни к чему не привели - при выстреле и последующем откате орудия даже самых мелких калибров происходил отрыв башни и деформация конструкции.

велотанк

Схема велотанка 'Хана тип 99'

Новые и модернизированные в полевых условиях велотанки "Хана тип 99" впервые приняли участие в боях во время советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол, где они выполняли роль машин сопровождения основных танковых сил в единственной крупной атаке 1-й японской механизированной бригады 3 июля 1939-го. Атака была успешно отбита советскими войсками, наступающие японские танки были расстреляны артиллерией. Бронебойные снаряды прошивали танк "Хана" насквозь, фугасные снаряды превращали их в кучу жестяного и деревянного хлама. Несколько машин было захвачено советскими войсками во время окончательного разгрома попавшей в окружение 6-й японской армии.
Слабое вооружение и бронирование велотанка не могло служить оправданием поражения, так как основные японские танки "Ха-го" и "Ти-ха", принявшие участие в боевых действиях, также не блеснули боевыми качествами. Основная причина поражения лежала в тактической плоскости, поэтому столь неудачное выступление модернизированной машины не повлияло на её дальнейшую судьбу - она по-прежнему применялась против китайцев, в основном в сельской местности при наличии грунтовых дорог. Зачастую успех был довольно относительным, но при дефиците бронетехники выбирать не приходилось.

велотанк

Схемы окраски велотанков

Со временем велотанки терялись в боях, пулемёты с них снимались для более насущных нужд и к 44-му году в войсках Японии остались считанные единицы велотанков типа "Хана". Однако наступление американцев вынудило армейское командование вновь обратить внимание на эти машины. Рассматривались различные проекты для возобновления производства, в том числе и отвечающие истинно самурайскому духу, например в проекте "Хана Кадзу" предлагалось снабдить оригинальную машину 50кг взрывчатки вместо пулемёта и направлять их в наступающих американцев под управлением велосипедистов-смертников. Были проекты усиления бронирования и увеличения мощности "двигателя" (от 4 до 8 помощников водителя-велосипедиста в кормовой части, по 2 в ряд), а также предлагалось устанавливать огнемёты, зенитные пулемёты и миномёты. В производство был пущен проект инженера Цутому Осии, который подверг оригинальный проект значительной переработке.
Командир велотанка был перемещён в носовую часть и взял на себя функции не только стрелка, но и водителя. В кормовой части в ряд разместились два стрелка-велосипедиста. Такая конструкция позволила усилить лобовое бронирование до 6 мм, а также разместить в башне или открытой рубке до 2-х станковых пулемётов, или противотанковое ружьё. Рассматривались проекты установки более тяжёлого вооружения.
Перед высадкой американцев на Окинаве японские войска получили три десятка велотанков "Хана тип 4". Все они были потеряны в боях с технически более могущественным противником, который зачастую даже не успевал разглядеть велотанк как следует - его лёгкая конструкция уничтожалась почти целиком.
Перспектива высадки американцев на главных островах вновь заставила японских конструкторов искать спасение в проекте велотанка. Однако, война для Японии уже практически завершилась, единственной изготовленной машиной по новым проектам был велотанк "Хи Хана" с экипажем в 12 человек (2 велосипедиста-водителя, 8 помощников водителя, 1 командир-пулемётчик, 1 стрелок-огнемётчик) опытный образец которого растворился в атомном пламени, охватившем Хиросиму 9-го августа 1945-го года.
Последние из имевшихся танков "Хана тип 99" вступили в бой с наступающими советскими войсками близ Муданьцзяна в августе 45-го. Безнадёжно устаревшие специальные пехотные велотанки, вооружённые одними пулемётами, нанесли СССР непоправимый материальный ущерб в лице пяти фугасных снарядов, израсходованных на завершение военной карьеры самого необычного танка второй мировой войны.


Лучшие посты
Как пить не пьянеть. Памятка по борьбе с алкоголем Как пить не пьянеть. Памятка по борьбе с алкоголем Дебоширка из Великобритании превратила полет в ад Дебоширка из Великобритании превратила полет в ад «Волга» вернется: есть планы по возрождению автомобиля «Волга» вернется: есть планы по возрождению автомобиля Дома разорвало алюминевый радиатор отопления Дома разорвало алюминевый радиатор отопления Картинки позитивные и не очень, местами чёрный юмор Картинки позитивные и не очень, местами чёрный юмор В Киеве выставили на продажу купе «Победа» ручной сборки В Киеве выставили на продажу купе «Победа» ручной сборки Пхукет: новая фобия вам обеспечена Пхукет: новая фобия вам обеспечена Приговор убийцам учительницы в Черикове встретили аплодисментами Приговор убийцам учительницы в Черикове встретили аплодисментами С юмором и позитивом — смешные картинки из соц сетей (38 фото) С юмором и позитивом — смешные картинки из соц сетей (38 фото) Спасла овчарку — двое арестованы Спасла овчарку — двое арестованы Прикольный жизненный юмор в картинках (46 фото) Прикольный жизненный юмор в картинках (46 фото) Неожиданные фотографии, которых вы точно не видели Неожиданные фотографии, которых вы точно не видели Ищут полиция и все друзья — гей в Москве избил двух дагестанцев Ищут полиция и все друзья — гей в Москве избил двух дагестанцев Таня Зима: красавица экс-сотрудница 1-го оперативного полка ГУ МВД Таня Зима: красавица экс-сотрудница 1-го оперативного полка ГУ МВД Картинки для отличного настроения (49 штук) Картинки для отличного настроения (49 штук) Смешные картинки с надписями (47 шт) Смешные картинки с надписями (47 шт) Демотиваторы прикольные, новые (24 штуки) Демотиваторы прикольные, новые (24 штуки) Весёлые картинки для поднятия настроения (45 картинок) Весёлые картинки для поднятия настроения (45 картинок) Отшельник 40 лет прятался в джунглях Отшельник 40 лет прятался в джунглях Самые смешные картинки из социальных сетей Самые смешные картинки из социальных сетей Прикольные картинки с юмором на каждый день Прикольные картинки с юмором на каждый день Прикольный юмор в картинках с надписью (40 штук) Прикольный юмор в картинках с надписью (40 штук) Поучительная история: историю браузера нужно чистить Поучительная история: историю браузера нужно чистить Демотиваторы новые прикольные (36 фото) Демотиваторы новые прикольные (36 фото) Фото, юмор, картинки: все для хорошего настроения Фото, юмор, картинки: все для хорошего настроения Редкие и дорогие находки, которые узнали не сразу Редкие и дорогие находки, которые узнали не сразу Бодиарт — рождественский свитер на обнаженном теле Бодиарт — рождественский свитер на обнаженном теле Как четырнадцать волков изменили Йеллоустонский парк Как четырнадцать волков изменили Йеллоустонский парк Вот так и живем — удивительные снимки с российских просторов Вот так и живем — удивительные снимки с российских просторов Юмор, позитив и хорошее настроение в этой подборке картинок Юмор, позитив и хорошее настроение в этой подборке картинок
Еще посты