Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)

Шрифт

Художник Василий Васильевич Верещагин

История национальной культуры зачастую остается для большинства населения тайной. А ведь многие художники не только обладали невиданным талантом, но и прожили удивительную жизнь.

Открылась у нас в Русском музее выставка художника Василия Васильевича Верещагина.

Интереснейшего человека, потрясающего живописца, отличного писателя, храбреца, награжденного Георгиевским крестом за то, что он, художник, водил солдат в атаки и спасал положение в осажденном Самарканде, за что солдаперы его, штафирку, Выручагиным прозвали. Путешественника наблюдательного, побывавшего в Китае, Америке, Индии, Средней Азии, Японии, создавшего массу шедевров, из которых публика только Апофеоз войны знает, да и то не так, как нужно. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Впрочем по присвоению Нобелевской премии мира его прокатили, заявив, что он русский и значит был шпионом. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.

Шакалы. Мертвый город.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Много работ, которые раньше не видал. Руины театра в разгромленном городе Чугучак.
(Восстание было китайских мусульман - дунган и киргизов, потери убитыми от 9 до 15 млн. человек).

Художник Василий Васильевич Верещагин

Садовая калитка. Чугучак

Художник Василий Васильевич Верещагин

Руины домов. Чугучак.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Разбитая статуя. Чугучак.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Мавзолей Шах и Зинда

Художник Василий Васильевич Верещагин

Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Дервиши.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Как и думал - очереди никакой.
Вообще.

Дервиши у дверей мечети.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Не сравнить с очередищей на Айвазовского. Ну это и понятно. Армян у нас в городе больше 20 000 и они, разумеется, своего соплеменника почтили посещением, плюс моряки, которым профдолг велит на известного мариниста явиться.

Трофеи

Художник Василий Васильевич Верещагин

А Верещагин - он русский, русские понятное дело и не почешутся. Подумаешь, говна, великий русский художник, эка! Да покласть сто раз. Ну, нам же на все свое похер, верно?

(Вот попало очень характерное в ЖЖ - этнический поляк на наших граждан диву дается - совершенно заслуженно.

http://szhaman.livejournal.com/1960336.html

Не понимает нас европеец. хоть и умный человек)

А в придачу Верещагин - он в формат не влазит, да еще и нетолерантный по всем статьям.
За это российская интеллигенция его не любила тогда и не любит сейчас. И властям он тоже не гож.

Нищие в Самарканде.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Сама выставка понравилась, конечно, потому как он гений и настоящий мастер. Но беда в том, что по замыслу Верещагинскому картины им создавались не по одной - а составляли серии, получалось что-то типа завершенного произведения, сейчас такое слайд - шоу называют, а на русском языке аналога не знаю. Потому когда серии раздроблены и разрозненны - впечатление резко падает.

Утопленный американцами испанский флот.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Ну, чтобы понятно было: вот серия из американских работ. Там он тоже войну рисовал, благо миролюбивая Америка воевала и воююет всегда и везде. Тогда САСШ тоже, естественно, воевали.

И вообще - традиции - дело крепкое.

"В Америке художника носили на руках, но это не помешало торговцам — «сутенерам искусства» — ободрать его как липку. Он убедился, что гигантские цены, о которых сообщают в газетах, — фальшивка, нужная торговцам, чтобы потом выгоднее торговать произведениями искусства. Художник не пошел на сделку с бизнесменами, и они, сговорившись, сбили цены на аукционе, и более ста картин были куплены по низкой цене.
— Великий художник и совершенный младенец для жизни практической, — говаривал Стасов о Верещагине.

А деньги художнику были нужны. В жизни его произошла большая перемена. В Америке он нашел свое счастье...
Ей было двадцать три года, Василию Васильевичу — сорок шесть. Тихая, задумчивая, прилежная, она понравилась Верещагину, но он не сразу разглядел ее неброскую красоту, тем более что Лидия Васильевна характер имела замкнутый.

Когда его пленила женственность Лидии Васильевны? Тогда ли, когда он решил, что ей надо сидеть за роялем в русском народном костюме, и жемчуга нарядного кокошника заставили светиться бирюзой ее светлые глаза? Или во время долгих бесед, когда он изумился ее глубоким познаниям в живописи и литературе? Как бы то ни было, но Лидия Васильевна, Лида, стала необходима ему ежечасно, ежеминутно, а с рождением первого ребенка, девочки, появились заботы о собственном доме, который хотелось непременно построить в России. Дети должны расти на родине. Вот тут-то и понадобились ему деньги...

Художник не сразу получил развод, но это было уже неважно. Его переполняла нежность к Лиде и детям, с которыми он перебрался жить под Москву, в Нижние Котлы, где вырос большой дом с просторной мастерской," - так рассказывает писатель, исследователь творчества В.В.Верещагина Дмитрий Жуков, о начале семейной жизни художника и Лидии Васильевны Андреевской.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Раненый.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Госпиталь.
К слову - медсестру художник писал именно со своей жены.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Письмо матери диктует.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Письмо не окончено.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Письмо не отправлено...

Если смотришь одну картину из всей серии - то впечатление совсем не то выходит. Сам художник называл свои серии «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы».

А если этой картиной разделены две из другого цикла?

Художник Василий Васильевич Верещагин

Вот эти:

После удачи.

Бухарские сарбазы собирают трофеи - одежду и отрезанные головы русских солдат.

Художник Василий Васильевич Верещагин

После неудачи.

Они рядом должны быть, а если врозь - не то уже.

Вот тут у сарбазов не вышло.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Эти из ранних - Туркестанский цикл, поход в Среднюю Азию, в котором участвовал Верещагин. К слову - тогда у нас на границе было как раз государство ДАИШ, только называлось чуток иначе - Кокандское ханство, Бухарское, Хивинское. А нравы и привычки - ровно те же - и отрезание голов, и рабовладение и прочие радости мракобесия. К слову - прикиньте, как тогда рафинированная публика охренела, когда ей - отрубленные головы показали?

Сейчас -то люди всякое повидали, ан репортажи из Ирака и Сирии - под кат и в уголок. А тут - шарах - и дамы в обморок перед картиной. И журналисты возмущены, как так можно?!

Там же была и такая серия нарисована, посвященная печальной участи отбившегося от колонны маленького русского отряда.

Высматривают

Художник Василий Васильевич Верещагин

Нападают врасплох.

(Он сам попал в такую ситуацию. «Как только я не поседел тут, признаюсь, минута была жуткая» — вспоминал об этом Верещагин. Враги норовили «рубнуть шашкою или уколоть пикою» — писал он. «Я решился, коли можно — отстреляться, а коли нельзя — не достаться им легко. Как вдруг все отхлынуло и понеслось прочь. Это подбежали к нам на выручку солдаты…»[2].

Художник Василий Васильевич Верещагин

Парламентеры.
- Сдавайтесь!
- Идите к черту!

Художник Василий Васильевич Верещагин

Окружили. Преследуют.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Представляют хану трофеи.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Фрагмент

Художник Василий Васильевич Верещагин

Торжествуют. (И опять как в ДАИШ, старые традиции - головы на шестах для обозрения публики)

Художник Василий Васильевич Верещагин

Апофеоз войны.
В конце такой серии изменилось звучание картины, а? К слову - такое делал Тамерлан, такое - правда с меньшим количеством голов - делалось и в более цивилизованные времена. Обычаи, традиции.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Бача в туркестанск. крае мальчики-плясуны, занимающиеся той же профессией, как у нас публичные женщины.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Бача с поклонниками.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Продажа раба.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Опиумоеды.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Политику обсуждают.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Понятно, что реализм картин Верещагина никак не соответствовал принятым тогда батальным нормам - с развевающимися знаменами, красивыми генералами в парадном виде, пышному пороховому дыму и стройным рядам отутюженных солдат с парой-тройкой красиво лежащих бодрых раненых. За это художника сильно не любили ура-патриоты и генералитет. При чем не только наш. К слову немецкий фельдмаршал Мольтке категорически запретил германским офицерам посещать выставки Верещагина.

"Скотина или помешанный", — Александр Третий о художнике В.В.Верещагине.

Смертельно раненый

Художник Василий Васильевич Верещагин

Но ровно так же ненавидели Верещагина и наши либералы - западники. Потому как русские люди им представлялись не как рабы и быдло, а как нормальные мужчины и женщины, зачастую и посимпатичнее зарубежной публики, что видно по портретам. И генералы - не мясники тупые, и солдаты - герои, это для либералов было нестерпимо. И к западной цивилизации как к святыне и раю Верещагин не относился.

Кружевница.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Цикл "Три казни" так же не добавил умиротворения.

Римская казнь на кресте - вызвала весьма злые отклики церковников, там не канон получился. Причем не только наших церковников, западные солидаризовались.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Казнь народовольцев в Санкт-Петербурге - ну тут и так все ясно.

Художник Василий Васильевич Верещагин

А вот «Подавления индийского восстания англичанами» вызвало настоящий самум ненависти в Англии.

Художника в который раз обвинили в клевете, ан нашлись и свидетели и даже участники таких казней.

"Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота.

<…> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.
— В. Верещагин. Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. — М.: «ДАРЪ», 2007. — С. 151.

Художник Василий Васильевич Верещагин

"Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек. <…>
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.
— В. Верещагин. Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. — М.: «ДАРЪ», 2007. — С. 153.

Опять пробой во времени - сейчас головы спиралью улетают вверх у смертников-шахидов.

А картину англичане уничтожили, судя по всему, как это у англо-саксов принято. Они все стараются вычеркнуть, что по их мнению их позорит. И да - сейчас к слову это отлично видно в интернете.

Художник Василий Васильевич Верещагин

В советское время к Верещагину тоже не понимали как относиться. С одной стороны вроде как критиковал царизм и империализм. С другой - воспевал царскую армию и нарушал интернационализм, показывая. например, тех же туркестанцев грязными, рваными и вшивыми.

Вроде бы царизм захватнически угнетал тамошние народы, ан резня голов кефирам и рабовладение с бандитизмом по отношению к соседям... Басмачество-то было серьезной проблемой у красных. Пришлось идти по стопам царя... опять же с турками тогда заигрывали, а Верещагин соседушек выставлял не в лучшем свете. хоть и цивилизованные вроде - а такие же дикие головорезы, как и сарбазы бухарского эмира.

Афганец

Художник Василий Васильевич Верещагин

Этот период нашей истории сейчас малоизвестен - ни повестей, ни фильмов. А ведь интереснейшие события. Резкий конкур с англичанами за влияние в регионе.

Упаси аллах от новых друзей!

Художник Василий Васильевич Верещагин

Даже форма русских войск - необычна и функциональна. Кепи с назатыльником, парусиновая ермаковка-гимнастерка и кожаные красные штаны с высокими сапогами, держащими укусы змей, тарантулов, скорпионов и уколы колючек тамошних растений.

Офицер.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Солдат.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Пусть войдут. Оборона Самарканда.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Вошли! (Картина уничтожена художником из-за огульной критики).

Художник Василий Васильевич Верещагин

Забытый.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Солдат и стервятники

Художник Василий Васильевич Верещагин

Русско-турецкая война - в работах Верещагина. Он был тяжело ранен там. оперировал его и спас от гангрены как раз тот самый Склифосовский. Младший брат Сергей - был там убит. Ранен и третий брат художника.

Перед атакой.

Художник Василий Васильевич Верещагин

После атаки. Лазарет под Плевной.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Фрагмент. Наши раненые.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Фрагмент. турецкие раненые ждут от наших врачей помощи.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Пленные албанцы - башибузуки.
Положение защитников Шипки было критическим и усугублялось отсутствием снабжения – агенты товарищества «Горвиц, Грегер, Коган и Ко», занимавшегося поставками в армию продовольствия, бежали с перевала при первых слухах о приближении турок. 9, 10, 11 и 12 августа солдаты не получали горячей пищи, довольствуясь сухарями. Быстро подошли к концу и перевязочные средства, а к 11 августа уже приходилось экономить патроны. Однако самым главным дефицитом для русских была вода – стояла сорокаградусная жара, а воду из горных источников можно было брать только по ночам с большим риском для жизни.

Турки устраивали засады не только у источников, но и на протяжении всего шоссе, шедшего из Габрова, откуда ждали спасительных резервов. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», потому что всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. 16 августа русским удалось разгадать эту тайну – случайно была найдена пещера, из которой вела огонь группа турок. Все они были переколоты штыками.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Траншеи на Шипке.

"Командиры начали заказывать тёплые вещи для солдат, но уже 26 сентября появились первые случаи обморожения. В октябре в Минском полку был достигнут пик заболеваемости за всю кампанию – 515 случаев, то есть, в полку болел почти каждый шестой. Наконец, в ноябре в горах наступили настоящие морозы. К тому времени измученный Орловский полк был сменён частями 24-й пехотной дивизии генерал-адъютанта К. И. Гершельмана, но 19 декабря эту дивизию пришлось спустить с Шипки, поскольку она почти вся перемёрзла. Хотя обморожения редко бывали смертельными, они приводили к тяжёлым увечьям. Небоевые потери у Гершельмана составляли более 50% штатной численности дивизии. Ко второй половине декабря мороз в горах достиг такой силы, что башлыки отламывались кусками, а масло застывало в винтовках

Художник Василий Васильевич Верещагин

Часовой. (Из серии "На Шипке все спокойно!" - типовое сообщение оттуда. На трех картинах - как замерзает в пурге русский часовой)

Художник Василий Васильевич Верещагин

Победители (Наш егерский полк под Телишем попал в западню и был разгромлен. Раненых турки добили, над трупами всяко глумились, сняв всю одежду и обувь.)

«
восстановил с ужасающей точностью, с эпическим реализмом истинный образ войны: кровь ..., наглую гнусность резни предстала довольно полная картина турецкого зверства...
Тут можно было видеть, с какою утонченною жестокостью потешались турки, кромсая тела на все лады.

Из спин и бедер были вырезаны ремни, на ребрах вынуты целые куски кожи, а на груди тела были обуглены иногда от разведенного огня.

Некоторые выдающиеся части тела были отрезаны и всунуты во рты, носы сбиты на сторону или сплющены, а у солдат, имевших на погонах отметку за хорошую стрельбу, были высечены крестообразные насечки на лбах » [4,с. 18

Художник Василий Васильевич Верещагин

Панихида. (Поп отпевает погибших егерей. Единственная картина, в которой Верещагин был не точен - чтобы не подставлять полкового попа, который после разгрома полка остался без траурной епитрахили и потому отпевал не в положенной для обряда одежде изобразил не как на эскизе, а - как положено. отлакировал, да.)

Художник Василий Васильевич Верещагин

Основная проблема Шипко-Шейновской операции заключалась в почти полном отсутствии связи между колоннами, двигавшимися по параллельным перевалам. Расстояния, которые требовалось преодолеть колоннам, не были одинаковыми, а трудности перехода вряд ли поддавались прогнозированию. В колонне Скобелева путь протаптывали уральские казаки с конями в поводу, за ними шли сапёры, разгребавшие снег, и лишь затем двигалась основная масса войск. В некоторых местах снежные стены по сторонам пути полностью скрывали людей, и со стороны виднелись лишь казачьи пики. Хотя путь скобелевской колонны был значительно короче, чем у Святополк-Мирского, она не успела спуститься с перевала к назначенному сроку.
Настало 27 декабря 1877 года – день, бросивший тень на репутацию «Белого генерала». В соответствии с планом, князь Святополк-Мирский начал атаку турецкого лагеря, рассчитывая на помощь остальных колонн. Закипел кровопролитный бой, в котором обе стороны активно орудовали штыками. Мирский потерял 1800 человек и вечером доложил Радецкому: «Атаковал, никто не помог. Продовольствия нет, патронов нет, приходится отступать. Выручайте». Части Скобелева в это время только спускались с перевала и сосредотачивались рядом с Шейновом. Сначала «Белый генерал» доложил, что поддержит атаку в любом случае, но потом передумал. Ординарец Скобелева хорунжий П. А. Дукмасов, отчаянный сорвиголова, ни в чём не отстававший от своего начальника, проделал 16-часовой конный марш, преодолев Иметлийский и затем Шипкинский перевалы, чтобы донести Радецкому эту весть.
Итак, русским пришлось ждать следующего дня, который начался с атаки турок на потрёпанную колонну Святополк-Мирского. Радецкому достаточно было повернуть голову налево, чтобы с высот Шипки увидеть тяжёлое положение войск князя, и повернуть голову направо, чтобы увидеть, что Скобелев по-прежнему не атакует. Прождав до полудня, Радецкий двинул с гор шипкинцев, предназначавшихся для демонстративных действий, и только после этого Скобелев, наконец, начал атаку с развёрнутыми знаменами и музыкой. Около трети музыкантов Скобелева пало в этой атаке – редкий пример столь высоких потерь в составе полковых оркестров. К 15:00 всё было кончено. Турки сложили оружие, и путь к Константинополю был свободен.

Скобелев под Шипкой.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Фрагмент. Убитый, застывший в той позе, что была перед смертью. Такое происходит при быстром разрушении продолговатого мозга. И кровь на лице - дотошность Верещагина в деталях.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Фрагмент. Победившие.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Почему Скобелев не атаковал так долго? На этот счёт высказывали разные предположения, вплоть до его личных счетов со Святополк-Мирским. Скорее всего, у Скобелева действительно оставались под рукой лишь ничтожные силы, так как его колонна только спускалась с гор. Встав перед непростым выбором – придерживаясь буквы плана, повести рискованную атаку, или подождать и действовать наверняка – Скобелев решил перестраховаться. Всю тяжесть боя под Шейновом вынесли части под командованием Святополк-Мирского и Радецкого, но удар «Белого генерала» оказался для турок роковым. Именно он пленил турецкое командование и оказался героем дня. После войны Радецкий прямо говорил Скобелеву: «Вы пришли к шапочному разбору, лавры пожинать».
Всей этой неприятной ситуации можно было избежать, если бы была налажена связь между колоннами – неудивительно, что многие участники боя сетовали на отсутствие телеграфа. Если в ходе Авлияр-Аладжинской операции на Кавказском фронте благодаря телеграфу удалось добиться идеально синхронного удара по турецким позициям с фронта и тыла, то на Балканах этим средством пренебрегли. Кроме того, погода позволяла русским использовать гелиографы, но они пылились где-то на складах за Дунаем.

У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. В августовских боях русские и болгары потеряли 3640 человек, потери в завершающем Шипко-Шейновском сражении составили около 5000 человек, а между этими боями потери составили около 10 000 человек. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. В честь победы в войне приказали устроить парад, однако вид полков, участвовавших в шипкинских боях, был настолько плачевным, что их пришлось отвести назад, за спины других солдат. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди».

Фрагмент. Убитые наши.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Фрагмент. Контратаковавшие турки.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Убитый турок.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Дорога пленных

Художник Василий Васильевич Верещагин

Арест шпиона.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Также сильной ( и опять же вызвавшей вал критиканства) была серия 1812 год.

Наполеон I на Бородинских высотах
«Шахматы поставлены, игра начнется завтра» - сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку, после объезда Бородинского поля накануне дня великой битвы. Ночь император провел в своей палатке почти без сна, мучимый припадками жестокой болезни и в крайне угнетенном состоянии духа.
Рано утром, 26-го августа, Наполеон со свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост.

Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:
«Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»

Офицер французского № 2-го кирасирского полка в своих воспоминаниях о кампании 1812-го года говорит по поводу этого приказа между прочим следующее: «Да! Победа все еще была нужна, она была даже необходима, и чтобы случилось с армией или, вернее, с ее остатками без победы в этой отдаленной стране, где во всем чувствовался недостаток!... Только победа обещала нуждающейся армии изобилие, изнуренной — покой и возвращение на родину, о которой все время вздыхали»...

Художник Василий Васильевич Верещагин

Конец Бородинского сражения

Наступил конец Бородинского сражения, и в руках у оставшихся в живых замелькали каски, все повернулись в одну сторону, и даже какой-то раненый, приподнявшись над грудой трупов, тоже потрясает саблей. Что это значитъ?... Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. «Да здравствует император!» несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора.

Художник Василий Васильевич Верещагин

На Поклонной горе. Ожидание русской делегации бояр с ключами от Москвы. Делегация не пришла.

«Вооружившись подзорной трубой, рассказывает офицер 2-го кирасирского полка французской армии, он молча рассматривал всю эту массу домов, церквей и дворцов. Наконец, из Москвы явился адъютант начальника штаба армии (Бертье) в сопровождении какого-то штатского, одетого подобно пажу герцога Мальборо, во все черное; длинный и худой, лет сорока, штатский оказался живущим в Москве негоциантом-французом.

Он поклонился Императору и со шляпою в руке встал у головы его лошади, у левого стремени и таким образом очутился лицом ко мне, а Император оставался между нами. Сначала он только отвечал на предложенные вопросы, и я очень сожалел, что не слышал ни вопросов, ни ответов; но, мало по малу, он оживился, левой рукой взял гриву лошади Его Величества и начал размахивать правой рукой, держа в ней шляпу. Вот каким образом узнал Император об оставлении Москвы ее жителями, за исключением многочисленных иностранцев».

«Потом Наполеон, пишет некий чиновник Кербелецкий, пришедши несколько в себя, садится на лошадь и въезжает сам в Москву, в которую последовала за ним и конница, стоявшая до того вне заставы; но, проехав Дорогомиловскую, Ямскую слободу и приблизясь к берегу Москвы реки, останавливается на правой стороне улицы, на береговом косогоре, сходит с лошади и опять расхаживает взад и вперед, но только уже покойнее. Сего числа Наполеон и его конвой ночевали в Дорогомиловской слободке, в обывательских домах, где жителей московских, кроме четырех человек дворников, никого не было замечено».

Художник Василий Васильевич Верещагин

Расстрел "поджигателей".

Всякий город, очутившийся во власти неприятеля, подчиняется тому управлению, которое назначит победитель. В силу этого правила Наполеон, вступив в Москву, сейчас же избрал нескольких лиц, обязанных блюсти порядок в пределах нового французского владения. Он назначил маршала Мортье генерал-губернатором, генерала Дюронеля — комендантом столицы, а бывшего французского консула в Петербурге, Лессепса — интендантом московской провинции.

И вот началось поддержание в Москве порядка. Какого сорта был этот порядок, мы достаточно хорошо знаем по бесчисленным историческим свидетельствам, сохранившимся от того времени. Его можно резюмировать кратко; все для себя — ничего для других. Бедствия от пожара еще усугублялись неслыханными грабежами, всяческими притеснениями и насилиями, творимыми французами на полной свободе, совершенно безнаказанно. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести; вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Если обратиться к французским источникам, хотя бы к запискам уже упоминавшегося Тирюна из Меца, то выйдет, что вообще особенных бесчинств не было, за исключением первого дня после вступления в Москву.

Он говорит: «весь этот день у нас царила полная распущенность, но, вот, пришла Императорская гвардия, разошлась по всему городу, заняла все дома и не дозволила нашим людям заниматься мародерством». Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы; и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно».

Художник Василий Васильевич Верещагин

Зарево Замоскворечья.

Деревянный город, оставшейся без всякого присмотра, должен был сгореть. С момента вступления французов в нем царствовал невероятный безпорядок. Французские мародеры, смешавшись с подонками населения бродили по опустелым жилищам, забирались с огнем в руках на чердаки, в подвалы, сеновалы, в поисках добычи и по неосторожности и беспечности роняли огонь, который был причиною пожара, а затем пламя перекидывалось к соседу, гонимое ветром, охватывало целый квартал и гуляло себе на просторе...
На императора Наполеона, казалось бы человека закаленного, привыкшего смотреть в глаза опасности, зрелище этого огненного потопа произвело потрясающее впечатление.

Он не мог совладать с необычайным охватившим его волнешем, не мог ничем заняться, ни на чем сосредоточиться, то принимался за работу, то вдруг бросал ее, нервно переходил из одной комнаты в другую и, не будучи в силах оторвать взор от страшной картины, восклицал: «Какое ужасное зрелище! Это они сами! Столько дворцов! Какое невероятное решение! Что за люди! Это скифы!»... И невольно должен был вспоминать, как его принимали жители других европейских столиц: изъявляя свою полную покорность, ему навстречу выходили депутации от города в составе высших чинов, торжественно, соблюдая старый церемониал, вручали ключи от ворот и говорили приветственные речи. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара...

Художник Василий Васильевич Верещагин

Кремль горит!

2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместьи, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль. Но едва только совершилось это занятие древней русской столицы неприятельской армией, как в городе начались пожары один за другим, и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать. В то время как тушили в одном месте, загоралось в другом, и так перебегая с квартала на квартал, огонь охватил почти всю Москву, разыгравшись благодаря ветру с особенной силой в ночь с 3-го на 4-е сентября. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю.

Сначала загорались конюшни, расположенные около дворца, где имел пребывание Наполеон, а затем Арсенальная башня, находящаяся в северо-восточном углу Кремлевских стен, на спуске против нынешнего Исторического музея. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Ветер вздымал к небу громадные, неистово метавшиеся из стороны в сторону, языки пламени и разносил повсюду пылающие головни, угли, снопы искр, все это дождем сыпалось на самый Кремль, угрожая древней московской святыне полным истреблением.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Сквозь огонь.

Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Пожар достиг своего апогея, превратив Москву в подобие огненного лабиринта, в котором ничего не стоило заблудиться и стать добычею огня. Улицы представляли собою корридор, где стены были из огня, потолок из огня, так как свивавшееся жгутом, бурлившее, метавшееся из стороны в сторону, пламя порою становилось сводом над головой, а пол был вымощен тлевшими и пылавшими головешками, раскаленными угольями, горячей золой...

(К слову мало кто знает, что у тогдашних вояк частенько были косички - две на висках, а одна на затылке. Верещагин точен)

Художник Василий Васильевич Верещагин

В Петровском дворце (в ожидании мира)

Одно время он почти подписал приказ, предписывающий армии держаться в готовности к маршу на Санкт-Петербург, но вскоре отклонил этот план. Он хотел атаковать Кутузова, захватить Тулу и Калугу - арсенал и кладовую России, и таким образом, проложить новый путь к зимним квартирам в Литве, - но опять изменил решение. В конце концов, он задумал атаковать Витгенштейна, но не смог решиться на это действие, так как оно могло быть расценено как отступление.

Мысль завладеть Петербургом и вынудить Императора Александра начать переговоры очень льстила Наполеону. Но предприятие могло быть осуществлено перед зимой: он перебирал идею за идеей, приводящие к миру. Александр сейчас уже получил, или через несколько дней получит, его любезное и дружеское письмо, отправленное из Москвы. Конечно, он полагал, что Император не сможет не воспользоваться этим удобным случаем для переговоров с ним, и таким образом, полный мучительного сомнения, ждал ответа от русского Императора.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Возвращение из Петровского дворца

К вечеру 4-го сентября Наполеон добрался до Петровского дворца, где очутился в полной безопасности от огня, заливавшего Москву. Неистовый пожар между тем продолжал свирепствовать, и Москва буквально таяла в его пламени. Наполеон из окон Петровского дворца с тяжелым сердцем должен был созерцать эту вакханалию огненной стихии, в которой, казалось, гибли все его честолюбивые мечты. Наступило 6-е сентября. Пожар начал утихать, потому что, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. В мемуарах французского генерала графа де-Сегюра рассказывается, что «лагерь, через который императору надо было пройти, представлял страшное зрелище.

Посреди полей, в топкой холодной грязи горели огромные костры из мебели красного дерева и позолоченных оконных рам и дверей. Вокруг этих костров, подложив под ноги сырую солому, кое-как прикрытую досками, солдаты и офицеры, покрытые грязью и копотью, сидели в креслах или лежали на шелковых диванах... Ему загораживали дорогу длинные вереницы мародеров, шедших на поиски за добычей или возвращавшихся с грабежа... Кучи пепла, да местами попадавшиеся развалины стен и обломки стропил, одни указывали на то, что здесь когда то были улицы»...

Художник Василий Васильевич Верещагин

Маршал Даву в Чудовом монастыре

Вообще же Чудов монастырь разделил в 1812 году участь, общую для всех святынь Москвы. Правда, в нем не было конюшни, а просто квартировал штаб армии Наполеона, но это нисколько не спасло монастырь от грабежей. Так из соборной церкви во имя святителя Алексея была украдена драгоценная рака, в которой почивали мощи святителя.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Наполеон и Лористон - мир любой ценой!

В то время как французская армия расположилась в Москве и ее окрестностях, русская сосредоточилась в лагере при Тарутине в Калужской губернии, отстоящем от Москвы на 166 верст. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Это были его собственные слова. И действительно для французов уже наступали черные дни. В Москве не хватало провианта, для продовольствия Наполеоновых войск надо было привозить его со стороны, главным образом от Смоленска.

Но в это время уже разразилась партизанская и народная война, Сеславин, Фигнер, Давыдов непрерывно со своими славными, неустрашимыми воинами нападали врасплох на французские отряды, конвоировавшие провиантские обозы, разбивали их на голову, причем конечно забирали все запасы, а где не поспевали храбрые партизаны, там довершали дело крестьяне. Вооруженные с головы до ног чем попало, поднявшиеся как один человек, предоставив все домашнее хозяйство женщинам, в конец озлобленные против французов, крестьяне не давали им пощады. Тысячи французов избивались или забирались в плен.

Невозможность обеспечить правильную доставку провианта привела к тому, что войскам Наполеона, особенно расположенным в окрестностях столицы, пришлось терпеть острую нужду. Дело дошло до того, что стали питаться лошадьми, кошками, воронами... Жестокая судьба, предназначенная Великой армии, начинала сбываться.

Художник Василий Васильевич Верещагин

На этапе. Дурные вести из Франции.

Когда еще только располагались на ночлег, приехал граф Дарю. И вот что рассказывает в своих записках граф Сегюр.

«Привезенная им эстафета, первая полученная нами за эти десять дней, сообщала о том странном заговоре, который возник в самом Париже, вдохновителем которого был какой-то темный генерал (Мале), заключенный в тюрьму. Поводом к нему было лишь ложное сведение о нашем поражении и подложные приказы, отданные некоторым частям войск, об аресте министра, префекта полиции и коменданта города Парижа. В первую минуту все это удалось, благодаря невежеству и общему изумлению, но вслед за первым шумом, вызванным этой вспышкой, было достаточно одного приказа, что бы бросить в тюрьму зачинщика заговора, его соучастников, а также и тех, кого ему удалось ввести в заблуждение.»

К слову - все иконы изрублены и изодраны, если присмотреться.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Конюшня в Успенском соборе.

Успенский собор, переживший много веков, стоял безмолвный, запустелый; молчали его колокола, не разносился по Кремлю их торжественный звон, а внутри собора слышались только грубые окрики, ругательства солдат, да конское ржание, причем последние звуки, производимые животными, были для святости места наимение оскорбительными; мерзость запустения с каждым днем все росла и росла, все новые и новые иконы, грубо вырванные из своих драгоценных окладов, сваливались на пол в безпорядочную кучу, осквернялись все новые гробницы, где нетленными мирно почивали мощи святителей, все выше и выше выростали горы всякого мусора и конскаго помета.

И когда наконец французские войска покинули разграбленную, сожженную Москву, и первые очевидцы страшного разорения вступили в Успенский собор, их сердца дрогнули от ужаса и негодования перед этим неслыханным попранием святыни. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. «Все было ограблено и разрушено: рака святого митрополита Петра не существовала, и мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела; гробница над бывшими еще под спудом мощами митрополита Филиппа была совершенно ободрана, крышка сорвана; от самого купола до пола, кроме принадлежавшего к раке св. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены»...

Поражает во всем этом деле его жестокая безсмыслица и крайняя недальновидность его совершителей, потому что все подобные поступки только еще больше ожесточили сердце русского народа, вера которого в ту пору была сильна, и он страшно отомстил французам за беспримерно дерзкое осквернение его святынь.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Ночлег Великой армии.

И по этим полям, часто теряя дорогу, растянулась нескончаемая вереница призраков, худых, голодных, закутанных в дырявые одеяла, священнические облачения, монашеские рясы, дамские шали, попоны, рогожи, с ногами, обутыми в продранные сапоги, или просто обернутыми в тряпки. Эти призраки были солдаты Великой армии... Бесчисленные их раны горели на морозе, нестерпимый холод убивал последние остатки энергии, оружие, почти ни на что уже ненужное, выпадало из рук, и они тщетно пытались его поднять, и многие падали следом за ним, падали за тем, чтобы никогда больше не встать, и медленно коченели, заносимые без конца сыпавшимся снегом. Никто не обращал на них внимания, каждый думал в данный момент только о себе, неслыханный жестокий эгоизм царил в этой армии голодных истощенных призраков, армии, откуда исчезла не только воинская дисциплина, но все самые обыкновенные чувства, поддерживающие порядок во всяком человеческом сообществе. Страшная дезорганизация, начавшаяся еще во время стоянки армии в Москве, теперь принесла свои плоды.

Отдельные полки давно уже утратили свой строй, пехотинцы смешались с кавалеристами, офицеры с нижними чинами, все слилось в одну безобразную кашу и медленно двигалось вперед посреди снежной равнины... Есть было нечего, так как все запасы совершенно истощились, никто не думал о пополнении провианта для людей и фуража для лошадей, да если бы даже и было кому об этом заботиться, все равно всякие труды в этом направлении пропали бы даром, потому что встречавшиеся деревни, покинутые жителями, являли зрелище величайшего запустения. Страна, разоренная на пути следования к Москве, тяжко мстила за свое разорение теперь на возвратной дороге. И несчастные солдаты отыскивали в снегу трупы павших лошадей, питались ими, оспаривая у воронов эту ужасную пищу, и многих находили испустивших свое последнее дыхание на трупе лошади, не будучи в силах отрезать от нее желанный кусок мяса, который продлил бы это жалкое существование.

Художник Василий Васильевич Верещагин

На старой Смоленской дороге, отступление, бегство.

Все, что было когда-то Великой армией, что с радостью в сердце, с доблестью духа, с неуязвимой храбростью устремлялось вперед на встречу опасностям и жаждало подвигов, победы, славы, все полегло костьми, и снег, пушистый, белый сверкающий снег покрыл как саваном их смертные останки, необозримые поля стали гигантской братской могилой, в которой уснули последним вечным сном легионы храбрых.

Вон здесь торчат чьи-то ноги, там высунулась скорченная рука, ноги лошади виднеются тут же, вон штык от ружья, а там колесо, потом еще какие-то беспорядочные обломки, и так на много, много верст растянулась эта гигантская гекатомба богу войны, равной которой не знает история. И тихо среди этого поля смерти движется вперед император, тихо следует за ним блестящая свита, глубокое безмолвие разлито вокруг, а в вышине летят вороны, хищные приспешники смерти, и протяжным, жутким, хриплым карканьем провожают Наполеона и его славу... Ужасно!... А между тем давно ли? Давно ли по этой самой дороге они шли вперед, окрыленные надеждами и уповая на головокружительный успех? И вот все растаяло, исчезло, как дым. Россия оказалась непобедима. Все соединилось, все сплотилось в ней в такую крепость, разрушить которую не хватило бы никаких человеческих сил и никакого таланта. Наполеон оказался побежденным.

Что толку в том, что он был жив и здоров, что не был взят в плен, что теперь уже находился вне опасности и мог спокойно выбраться за пределы России, когда морально он был уничтожен и сделан по бессилию своему последним из последних? Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики; он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части, и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте; но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия?»...

Художник Василий Васильевич Верещагин

Наполеон в зимнем одеянии

Во всем XIX веке не найдется другой исторической личности, которая так-же сильно, как Наполеон, привлекала бы воображете художников всех стран. Нет числа картинам и портретам, начиная с больших масляных полотен и кончая гравюрами, изображающими Наполеона в разнообразнейшие моменты его полной грандиозных событий жизни, от самых счастливых и до самых несчастных. Знаменитейшие живописцы его времени, Давид, Жерар, Гро, увековечили каждый по своему черты императора в своих произведениях. Художники последующей эпохи, и среди них такой крупный мастер, как Мессонье, следовали их примеру. Не удивительно, потому что сильная личность всегда приковывает внимание. А Наполеон был такою личностью. Более того: на арену истории он выступил как личность, отмеченная трагическим перстом рока. Новый Прометей, он слишком многого хотел.

Подобно древнему титану, он бросил вызов небесам, нарушая равновесие, установленное Высшей справедливостью. И подобно ему же был свержен и пленником прикован к одинокой скале среди океана, где страшный коршун — вынужденное бездействие терзало ему душу, пока смерть не освободила императора от всех земных оков. Такая трагическая судьба всегда волнует творческое воображение. И не было поэта на земле, которому не послужил бы Наполеон сюжетом для звучного стиха, и множество живописцев всех национальностей оставили потомству изображение одного из удивительнейших людей, каких знала история.
Наш Верещагин заключает круг. Его «Наполеон в зимнем одеянии» удачно заканчивает длиннейший список изображений французского императора, внося с собою и совершенно особенную ноту. Когда пробегаешь в памяти все наиболее известные портреты Наполеона, или целые картины, где он является центральной фигурой, везде отмечаешь почти одно и тоже: величие, сначала подвига, как на великолепном портрете Давида, изобразившем Наполеона на коне среди высот Сен-Бернарда, как на картине Вернэ «Наполеон на Аркольском мосту», и наконец величие власти, величие сознания осуществленной грандиозной мечты.

В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии», или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» - момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги, императрицы Жозефины. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина, и что же вы увидите?... Две отправные точки, приводящая к совершенно различным результатам. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества, из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный, и без тени малейших надежд. Здесь на нас смотрит уже совершенно другое лицо. Все это одеяние, эта теплая шапка, эта широкая шуба, этот высоко поднятый воротник, свидетельствуют о немощи человека, который испугался холода; они просто не идут Наполеону.

Художник Василий Васильевич Верещагин

"Не замай, дай подойти!"

Народные выступления начались еще в то время, когда французы стояли в Москве, и заключались в постоянных нападениях на отряды, конвоировавшие провиантские обозы, вследствие чего доставка в армию всякого рода жизненных запасов безмерно затруднялась. А затем, когда армия Наполеона стала отступать, народная война разыгралась здесь во всю ширь, показав в качестве наглядного урока всем будущим завоевателям мира, что значит вести войну, находясь в самой сердцевине враждебно настроенного народа. Французы отступали по разоренной местности. Этого было мало. Жители всех деревень в районе неприятельского похода, оставив полевые и прочие работы, покинув на руки женщин все домашнее хозяйство, перешли к выслеживанию французов. Вооружились чем попало. У кого было ружье, хотя бы плохенькое, шел с ружьем, у кого — топор, — с топором, другой брал косу, третий — медвежью рогатину, четвертый — нож, иной просто толстую дубину, и с таким разнокалиберным, примитивным оружием русские крестьяне, скрываясь по лесам, пробираясь по им одним известным тропам, выслеживали неприятеля.

Дело облегчалось тем, что французская армия, чем дальше отходила от Москвы, тем все более и более теряла всякий порядок, превращаясь многими своими частями в совершенно спутанную орду. Отдельные различные по численности группы, отбившись от главного отряда, не слушая никаких приказаний, теряли дорогу и блуждали зачастую совершенно наугад. В этом блуждании они и натыкались на наши крестьянские отряды, которые и забирали всех неприятелей в плен; кто же пытался сопротивляться, тех избивали без всякой пощады.

Художник Василий Васильевич Верещагин

"С оружием? Расстрелять!"

Наполеон, греясь у огня, был занят разговором с Мюратом и прочими приближенными. Внезапно послышался топот копыт совсем близко. Недовольный, что прервали его беседу, император повернулся. Что такое?.. Его собственные гвардейцы, а впереди на коленях какие-то бородатые фигуры в длиннополых кафтанах со связанными назади руками. Очевидно, пленные русские. В чем дело?.. Унтер-офицер слез с лошади и, приложив руку к козырьку, отрапортовал императору. Крестьяне ничего не понимали.
— С оружием в руках? - спросил Наполеон.
Последовал утвердительный ответ.
— Расстрелять!

Художник Василий Васильевич Верещагин

«В штыки! Ура! Ура!»

Наполеон выступил из Смоленска 2-го ноября, и в это время французский офицер де-Пюибюск писал из Смоленска следующие строки: «Наполеон идет со своею гвардией и пехотою; о кавалерии и думать нечего, ее нет. Я не знаю, где он возьмет конницу, необходимую для передовых разъездов. Артиллерии также почти нет; небольшое количество артиллерийских лошадей едва в состоянии сделать 6 дней пути, а до Вильны отсюда 12 дней дороги.

Вчерашний день императорская гвардия выступила из города чрез Виленские ворота по направлению к Красному. Теснота была ужасная, самого Наполеона чуть не задавили». На другой день двинулся вице-король со своим отрядом, и вот тут-то на него ударили наши войска под начальством Милорадовича и принца Евгения Виртембергского, которому собственно и принадлежит честь этой победы, так как он первый бросился на неприятеля и рассеял его головную колонну.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Вот очень коротенько о творчестве Верещагина.

Погиб он вместе с адмиралом Макаровым, когда броненосец "Петропавловск" напоролся на японскую мину.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Палестинский цикл

Художник Василий Васильевич Верещагин

Про семью Верещагина

Первая жена была бездетна, но сопровождала его везде.
А вторая родила трех детей и он уже стал домоседом.

Тадж - Махал, Агра.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Гора Казбек.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Кстати рамы для его картин делали по его эскизам.

Отставной дворецкий.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Японский храм
Художник Василий Васильевич Верещагин

Прогулка по реке. Япония.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Женщина в парандже.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Муллы поругались по дороге на базар.
Художник Василий Васильевич Верещагин

«Калмыцкая» серия Верещагина
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Индия. Храм.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Покойницкая турецкого лазарета.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Оборона Троице Сергиевского монастыря.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Евнух.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Яки везут соль.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Богатый киргиз
Художник Василий Васильевич Верещагин

Индийский храм
Художник Василий Васильевич Верещагин

Китаец
Художник Василий Васильевич Верещагин

Мыс Фиолент - такой же и сейчас
Художник Василий Васильевич Верещагин

Прапорщик
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Японский нищий
Художник Василий Васильевич Верещагин

Кашмир
Художник Василий Васильевич Верещагин

На паперти в церкви
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Воины - индусы
Художник Василий Васильевич Верещагин

Церковная паперть
Художник Василий Васильевич Верещагин

Башибузук. У турок это были каратели из айнзатцкоманд. типа дикие. ничего с ними не поделать.

Этого красавца с дружком болгары потом на куски порвали - он до плена успел поспорить - мальчик или девочка в животе у беременной болгарки. ждать не захотели, вспороли живот и разрешили спор.

Наши. когда об этом узнали часового сняли на полчаса.
Ну и кончился албанец.

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Индия.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Факиры
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Киргизская девушка
Художник Василий Васильевич Верещагин

Тамерлановы ворота
Художник Василий Васильевич Верещагин

Ак-Кент. Развалины китайской кумирни
Художник Василий Васильевич Верещагин

Совар-правительственный посыльный
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Допрос перебежчика
Художник Василий Васильевич Верещагин

Бания (торговец). Бомбей
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Нападение кокандцев на казачий выселок Узун-Аган
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мертвые пески к колодцам Адам-Крылган. (Не Верещагин)
Художник Василий Васильевич Верещагин

Туркестанские этнографические наблюдения П.Путилова.
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Зырянин
Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Музыкант с дутаром

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин

Художник Василий Васильевич Верещагин


Оставить комментарий
Лучшие посты
Генри Тенди: человек, который мог изменить мир (4 фото) Генри Тенди: человек, который мог изменить мир (4 фото) Секретные методы Красной Армии психологического давления на противника (7 фото) Секретные методы Красной Армии психологического давления на противника (7 фото) Умирающая собака прятала под животом самое ценное	(11 фото) Умирающая собака прятала под животом самое ценное (11 фото) Природные инстинкты, или куда смотрят мужчины (30 фото) Природные инстинкты, или куда смотрят мужчины (30 фото) Почему Георгиевская ленточка никак не относится к  символам Победы в Великой Отечественной войне (5 фото) Почему Георгиевская ленточка никак не относится к символам Победы в Великой Отечественной войне (5 фото) Ад на земле: место, где умирает наш электронный мусор (24 фото) Ад на земле: место, где умирает наш электронный мусор (24 фото) Когда очень хочется секса!!! Когда очень хочется секса!!! 20 лет за меткий выстрел 20 лет за меткий выстрел Монгольский Playboy — он существует! (34 фото) Монгольский Playboy — он существует! (34 фото) Смешные вывески и креативные объявления (53 фото) Смешные вывески и креативные объявления (53 фото) Прикольные картинки для субботнего дня (58 фото) Прикольные картинки для субботнего дня (58 фото) Воскресная подборка  приколов из соцсетей (53 фото) Воскресная подборка приколов из соцсетей (53 фото) Легкий бред из соцсетей (55 фото) Легкий бред из соцсетей (55 фото) Прикольные фото из серии «только в России» (29 фото) Прикольные фото из серии «только в России» (29 фото) Сашок предложение сделал или моя «лучшая» подруга (6 фото) Сашок предложение сделал или моя «лучшая» подруга (6 фото) Байки из сауны (upd) Байки из сауны (upd) В Таджикистане у старшего следователя нашли бункер с золотом и автомобилями (6 фото) В Таджикистане у старшего следователя нашли бункер с золотом и автомобилями (6 фото) Полицай-мадам Лена Пипец ведет издевательский блог о пассажирах (7 фото) Полицай-мадам Лена Пипец ведет издевательский блог о пассажирах (7 фото) Такое возможно только в России (67 фото) Такое возможно только в России (67 фото) Могадишо: суровая реальность столицы Сомали (33 фото) Могадишо: суровая реальность столицы Сомали (33 фото) Мировые рок-звезды в молодости (60 фото) Мировые рок-звезды в молодости (60 фото) Обнаглизмы и невменозы от яжематерей (13 фото) Обнаглизмы и невменозы от яжематерей (13 фото) Забавные комменты и высказывания из социальных сетей (33 фото) Забавные комменты и высказывания из социальных сетей (33 фото) Что первое приходит на ум при взгляде на эти фото? (36 фото) Что первое приходит на ум при взгляде на эти фото? (36 фото) Чуть с ума не сошел Чуть с ума не сошел Смешные комменты и высказывания от любителей соцсетей (32 фото) Смешные комменты и высказывания от любителей соцсетей (32 фото) Пятничные прикольные картинки со всего мира (55 фото) Пятничные прикольные картинки со всего мира (55 фото) Как проводят первые 40 лет детства мужчины (42 фото) Как проводят первые 40 лет детства мужчины (42 фото) Коши Ниши : мальчик из японских фильмов для взрослых  18+ (5 фото) Коши Ниши : мальчик из японских фильмов для взрослых 18+ (5 фото) Перлы от странных девушек — янетакая! (15 фото) Перлы от странных девушек — янетакая! (15 фото)
Еще посты