Мечта каждого советского ребенка: детская игрушечная железная дорога (9 фото)

Шрифт


детская железная дорога

У каждого ребенка есть любимая игрушка. Иногда игрушка становится "голубой мечтой" всей жизни, не всегда доступной, но навсегда любимой. В СССР такой мечтой для многих стала игрушечная железная дорога.

Игрушка стала поступать в продажу примерно с 1955 года и продержалась около 15 лет. До 1961 года она стоила 360 руб., после хрущевской денежной реформы – 36 руб., но и в том, и в другом случае вожделенная мечта многих мальчишек – а продавалась дорога только в крупнейших универмагах СССР, таких как «Детский мир» или «Дом игрушек». Чаще всего дорогу покупали бюджетные организации детского творчества – дома, клубы и кружки юных техников.

Впервые на полках Центрального Бакинского универмага я увидел «Пионерскую», летом 1958 года. Помню, что с трудом смог пробраться поближе, чтобы рассмотреть сверкающие зеленые вагоны и ярко-синий тепловоз. Сбоку возвышался самый красивый вокзал на свете со скамейками для ожидающих поезда и окошечками касс. С другой стороны - будочка с трубой, светофор, переезд, мост…

Особый восторг выказывали ребята старшего возраста, которые практически полностью закрывали нам, мелюзге, вид на диковинку!

Надо сразу же сказать, что в сентябре 58-го года мне должна была стукнуть первая круглая дата – 10 лет! Замечу также, что мы, были детьми не избалованными игрушками, особенно техническими.

детская железная дорога

В очередное летнее каникулярное воскресенье наша семья гуляла по городу и, конечно, я правдами и неправдами затащил всех в заветный универмаг. Мама, увидев ценник, издала протяжный стон, схватила меня за руку с целью увести побыстрее…Но неожиданно появился сторонник в виде старшего брата, которому весной исполнилось 23 года. Меня силой отстранили, а он остался и вдруг предложил:" Давайте скинемся и купим брату на юбилей эту самую железную дорогу!"

Как стало известно позже, брат хотел досконально разобраться в пучке проводов, которые выглядывали из короба. Это была многофункциональная железная дорога, в которой даже была реализована только-только возникшая на большой железной дороге идея автоблокировки! Именно по этой причине сам путь был трехрельсовый.

Широким жестом брат выложил 6 рублей! Мама, неодобрительно покачивая головой, все же наскребла в сумочке 10 рублей. А отец, вздохнув и почесав затылок, молча достал из толстой пачки 20 рублей и положил в общий котел! Я стоял не дышал. Неужели уже сегодня эта замечательная железная дорога будет у нас дома!

детская железная дорога

За ящиком нас послали почему-то в подвал по боковой лестнице (позже во все последующие времена, когда я бывал в этом универмаге, то всегда поворачивал голову в сторону этой лестницы).
Ящик был громоздкий и очень тяжелый, но ведь это была ЖЕЛЕЗНАЯ дорога.
Дома, конечно же, меня близко к дороге не подпускали, пока брат разбирался со всеми сложностями сбора и отладки. Для него с высшим образованием на это ушло около 3-х часов. Прекрасно изданная в 1955 году на мелованной бумаге инструкция по сборке не позволяла сразу же соединить и запустить дорогу. Например, много было неясного в монтаже электрических проводов и клемм. Вроде на рисунках все видно, понятно и ясно, на проводах и клеммах маркировка, жилки все цветные, а когда начинаешь собирать наяву – получается не сразу… Некоторые страницы инструкции привожу по подлиннику.

детская железная дорога

детская железная дорога

На первую сборку рельсов потребовалось около часа. Благо все плети пронумерованы. Всего оказалось 7 прямых рельсовых секций и 16 кривых (в инструкции написано – радиусных). Поражала автоматика закрытия шлагбаумов при подъезде поезда к переезду и появление стрелочника из будки блок-поста. При этом у него в руках загорался фонарь яркого зеленого цвета. Дежурный по вокзалу на перроне лихо поднимал флаг также зеленого цвета и держал до самого прохода поезда… Чудо, в пассажирских вагонах даже горел свет!

Когда, в конце концов, железную дорогу запустили, был тихий восторг всех родных, ну обо мне и говорить не надо!

детская железная дорога

Подвижной состав состоял из локомотива ИС-51 (Иосиф Сталин – 1951 год) с осевой формулой 2-(1+1)-2, двух пассажирских и одного крытого вагонов, а также открытой платформы. Моторная тележка имела суперсовременный групповой электропривод через сочлененную зубчатую передачу. Тяжелый кузов локомотива опирался только на моторную тележку, что позволяло реализовывать высокие значения силы тяги. Направляющие тележки несли только свой собственный вес, что при больших скоростях движения иногда приводило к их сходу, что, впрочем, никак не отражалось на дальнейшем движении поезда…до первой стрелки! Если вы подумали, что именно здесь происходил сход, то глубоко ошибаетесь, нет, на стрелочных переводах колеса сами запрыгивали на рельсы. Чем не современные «лягушки»!

А при сходе или любом другом КЗ через пару секунд срабатывала защита и включалась яркая красная лампочка на центральном пульте управления! Восстановление цепи было возможно только после остывания биметаллической пластинки и, конечно, устранения схода или КЗ.

Все эти новшества приводили брата и меня в неописуемый экстаз: совершенная защита от короткого замыкания, плавное регулирование скорости, действующая надежная трехзначная автоблокировка, освещение пути прожекторами локомотива, а стрелочных переводов и переезда - отдельными фонарями. Яркое праздничное освещение вокзала, свет в кассах. К моему большому сожалению, на тепловозе-электровозе применялся коллекторный тяговый двигатель переменного тока, что не позволяло выполнять дистанционное реверсирование. Изменять направление движения можно было только переключателем, расположенным в неудобном месте на моторной тележке под юбкой кузова.

детская железная дорога

Также меня восхищала автоматическая сцепка, которая позволяла соединять вагоны без моего участия. На рисунке показано сцепление двух пассажирских вагонов. А вот с расцепкой возникали проблемы, особенно на кривых участках.

Естественно, что не только весь мой класс побывал в гостях, но без преувеличения вся школа №174 ! Слухи распространялись быстро!

Позже, когда немного приелись базовые два круга, делал тупиковую станцию. Часто летом выносил короб и раскладывал дорогу в нашем уютном тенистом дворике, что вызывало неподдельный интерес у всех соседей, многочисленных детей разного возраста. Так как город Баку расположен на холмах, то поверхность дворика имела явный уклон в сторону улицы, что потребовало создания эффективной тормозной системы. Как положено, были сделаны тормоза пассажирских вагонов и вспомогательный ручной тормоз локомотива, который торчал из окна помощника машиниста.

детская железная дорога

Конечно, размашистость разложенной железной дороги не позволяла оставлять ее надолго на полу. Собрал, поиграл – аккуратно разбери, сложи и задвинь короб под стол. В семье применялось понедельное поощрение: если в табеле успеваемости не было троек, то разрешалось в воскресенье разложить дорогу… Как же не хотелось вечером собирать ее, укладывать в ящик!!

И еще вот на что надо обратить внимание: после игры я был перемазан с ног до головы в машинном масле и какой-то саже. Не это ли предел мечтания парня, мечтавшего посвятить свою жизнь настоящей железной дороге!

детская железная дорога

Источник


Оставить комментарий
Лучшие посты
Павел Майков: Сериал «Бригада» – это преступление против России, в котором я участвовал Павел Майков: Сериал «Бригада» – это преступление против России, в котором я участвовал «Осколки» истории: редкие ретро-фотографии (65 штук) «Осколки» истории: редкие ретро-фотографии (65 штук) Женская месть бывает страшна Женская месть бывает страшна Веселые комменты из социальных сетей (31 фото) Веселые комменты из социальных сетей (31 фото) Короткая история: Уборщица Тётя Нина Короткая история: Уборщица Тётя Нина Один в поле воин. Пять русских героев, погибших в неравном бою Один в поле воин. Пять русских героев, погибших в неравном бою Осколки истории : Интересные и редкие ретро-фотографии (53 фото) Осколки истории : Интересные и редкие ретро-фотографии (53 фото) Прикольные картинки и комменты 29.01.18 Прикольные картинки и комменты 29.01.18 Как выглядят туалеты на тепловозах и электровозах Как выглядят туалеты на тепловозах и электровозах Жуткая находка в стене старой кухни Жуткая находка в стене старой кухни Демотиваторы 30.01.2018 (30 фото) Демотиваторы 30.01.2018 (30 фото) Интересная идея для выращивания растений Интересная идея для выращивания растений Забавные фото 31.01.18 Забавные фото 31.01.18 Новая Пизанская башня, или что делать с завалившимся Marshal Hotel Новая Пизанская башня, или что делать с завалившимся Marshal Hotel Эли Инк: сюрреалистичные трансформации парня из Брайтона Эли Инк: сюрреалистичные трансформации парня из Брайтона Интересная история : Девка сохла Интересная история : Девка сохла Секретные базы и проекты Люфтваффе Секретные базы и проекты Люфтваффе Мужчина на час, наглая рыжая морда и другие забавные объявления Мужчина на час, наглая рыжая морда и другие забавные объявления Забавные картинки с надписями Забавные картинки с надписями Курсант МВД задержан за серию ограблений гомосексуалистов Курсант МВД задержан за серию ограблений гомосексуалистов Позитивные фото (31 фото) Позитивные фото (31 фото) Интересная история : История одного контакта Интересная история : История одного контакта Позитивные и философские уличные надписи Позитивные и философские уличные надписи Дмитрий Осипов полный неадекват откусивший мужчине палец Дмитрий Осипов полный неадекват откусивший мужчине палец Американец умер через 3 недели после выигрыша миллиона долларов Американец умер через 3 недели после выигрыша миллиона долларов Call of Duty: от игры к реальности Call of Duty: от игры к реальности Посмотрел как-то царь Персии Ксеркс Дариевич Первый кино….. Посмотрел как-то царь Персии Ксеркс Дариевич Первый кино….. «Люблю его». Итальянка хочет переехать в Россию и выйти замуж за зэка, осужденного пожизненно за убийство 6 человек «Люблю его». Итальянка хочет переехать в Россию и выйти замуж за зэка, осужденного пожизненно за убийство 6 человек Житель Казахстана страшно обморозил лицо и руки Житель Казахстана страшно обморозил лицо и руки Идеальный порядок или Гаражный перфекционизм (25 фото) Идеальный порядок или Гаражный перфекционизм (25 фото)
Еще посты