Мечта каждого советского ребенка: детская игрушечная железная дорога (9 фото)

Шрифт

детская железная дорога

У каждого ребенка есть любимая игрушка. Иногда игрушка становится "голубой мечтой" всей жизни, не всегда доступной, но навсегда любимой. В СССР такой мечтой для многих стала игрушечная железная дорога.

Игрушка стала поступать в продажу примерно с 1955 года и продержалась около 15 лет. До 1961 года она стоила 360 руб., после хрущевской денежной реформы – 36 руб., но и в том, и в другом случае вожделенная мечта многих мальчишек – а продавалась дорога только в крупнейших универмагах СССР, таких как «Детский мир» или «Дом игрушек». Чаще всего дорогу покупали бюджетные организации детского творчества – дома, клубы и кружки юных техников.

Впервые на полках Центрального Бакинского универмага я увидел «Пионерскую», летом 1958 года. Помню, что с трудом смог пробраться поближе, чтобы рассмотреть сверкающие зеленые вагоны и ярко-синий тепловоз. Сбоку возвышался самый красивый вокзал на свете со скамейками для ожидающих поезда и окошечками касс. С другой стороны - будочка с трубой, светофор, переезд, мост…

Особый восторг выказывали ребята старшего возраста, которые практически полностью закрывали нам, мелюзге, вид на диковинку!

Надо сразу же сказать, что в сентябре 58-го года мне должна была стукнуть первая круглая дата – 10 лет! Замечу также, что мы, были детьми не избалованными игрушками, особенно техническими.

детская железная дорога

В очередное летнее каникулярное воскресенье наша семья гуляла по городу и, конечно, я правдами и неправдами затащил всех в заветный универмаг. Мама, увидев ценник, издала протяжный стон, схватила меня за руку с целью увести побыстрее…Но неожиданно появился сторонник в виде старшего брата, которому весной исполнилось 23 года. Меня силой отстранили, а он остался и вдруг предложил:" Давайте скинемся и купим брату на юбилей эту самую железную дорогу!"

Как стало известно позже, брат хотел досконально разобраться в пучке проводов, которые выглядывали из короба. Это была многофункциональная железная дорога, в которой даже была реализована только-только возникшая на большой железной дороге идея автоблокировки! Именно по этой причине сам путь был трехрельсовый.

Широким жестом брат выложил 6 рублей! Мама, неодобрительно покачивая головой, все же наскребла в сумочке 10 рублей. А отец, вздохнув и почесав затылок, молча достал из толстой пачки 20 рублей и положил в общий котел! Я стоял не дышал. Неужели уже сегодня эта замечательная железная дорога будет у нас дома!

детская железная дорога

За ящиком нас послали почему-то в подвал по боковой лестнице (позже во все последующие времена, когда я бывал в этом универмаге, то всегда поворачивал голову в сторону этой лестницы).
Ящик был громоздкий и очень тяжелый, но ведь это была ЖЕЛЕЗНАЯ дорога.
Дома, конечно же, меня близко к дороге не подпускали, пока брат разбирался со всеми сложностями сбора и отладки. Для него с высшим образованием на это ушло около 3-х часов. Прекрасно изданная в 1955 году на мелованной бумаге инструкция по сборке не позволяла сразу же соединить и запустить дорогу. Например, много было неясного в монтаже электрических проводов и клемм. Вроде на рисунках все видно, понятно и ясно, на проводах и клеммах маркировка, жилки все цветные, а когда начинаешь собирать наяву – получается не сразу… Некоторые страницы инструкции привожу по подлиннику.

детская железная дорога

детская железная дорога

На первую сборку рельсов потребовалось около часа. Благо все плети пронумерованы. Всего оказалось 7 прямых рельсовых секций и 16 кривых (в инструкции написано – радиусных). Поражала автоматика закрытия шлагбаумов при подъезде поезда к переезду и появление стрелочника из будки блок-поста. При этом у него в руках загорался фонарь яркого зеленого цвета. Дежурный по вокзалу на перроне лихо поднимал флаг также зеленого цвета и держал до самого прохода поезда… Чудо, в пассажирских вагонах даже горел свет!

Когда, в конце концов, железную дорогу запустили, был тихий восторг всех родных, ну обо мне и говорить не надо!

детская железная дорога

Подвижной состав состоял из локомотива ИС-51 (Иосиф Сталин – 1951 год) с осевой формулой 2-(1+1)-2, двух пассажирских и одного крытого вагонов, а также открытой платформы. Моторная тележка имела суперсовременный групповой электропривод через сочлененную зубчатую передачу. Тяжелый кузов локомотива опирался только на моторную тележку, что позволяло реализовывать высокие значения силы тяги. Направляющие тележки несли только свой собственный вес, что при больших скоростях движения иногда приводило к их сходу, что, впрочем, никак не отражалось на дальнейшем движении поезда…до первой стрелки! Если вы подумали, что именно здесь происходил сход, то глубоко ошибаетесь, нет, на стрелочных переводах колеса сами запрыгивали на рельсы. Чем не современные «лягушки»!

А при сходе или любом другом КЗ через пару секунд срабатывала защита и включалась яркая красная лампочка на центральном пульте управления! Восстановление цепи было возможно только после остывания биметаллической пластинки и, конечно, устранения схода или КЗ.

Все эти новшества приводили брата и меня в неописуемый экстаз: совершенная защита от короткого замыкания, плавное регулирование скорости, действующая надежная трехзначная автоблокировка, освещение пути прожекторами локомотива, а стрелочных переводов и переезда - отдельными фонарями. Яркое праздничное освещение вокзала, свет в кассах. К моему большому сожалению, на тепловозе-электровозе применялся коллекторный тяговый двигатель переменного тока, что не позволяло выполнять дистанционное реверсирование. Изменять направление движения можно было только переключателем, расположенным в неудобном месте на моторной тележке под юбкой кузова.

детская железная дорога

Также меня восхищала автоматическая сцепка, которая позволяла соединять вагоны без моего участия. На рисунке показано сцепление двух пассажирских вагонов. А вот с расцепкой возникали проблемы, особенно на кривых участках.

Естественно, что не только весь мой класс побывал в гостях, но без преувеличения вся школа №174 ! Слухи распространялись быстро!

Позже, когда немного приелись базовые два круга, делал тупиковую станцию. Часто летом выносил короб и раскладывал дорогу в нашем уютном тенистом дворике, что вызывало неподдельный интерес у всех соседей, многочисленных детей разного возраста. Так как город Баку расположен на холмах, то поверхность дворика имела явный уклон в сторону улицы, что потребовало создания эффективной тормозной системы. Как положено, были сделаны тормоза пассажирских вагонов и вспомогательный ручной тормоз локомотива, который торчал из окна помощника машиниста.

детская железная дорога

Конечно, размашистость разложенной железной дороги не позволяла оставлять ее надолго на полу. Собрал, поиграл – аккуратно разбери, сложи и задвинь короб под стол. В семье применялось понедельное поощрение: если в табеле успеваемости не было троек, то разрешалось в воскресенье разложить дорогу… Как же не хотелось вечером собирать ее, укладывать в ящик!!

И еще вот на что надо обратить внимание: после игры я был перемазан с ног до головы в машинном масле и какой-то саже. Не это ли предел мечтания парня, мечтавшего посвятить свою жизнь настоящей железной дороге!

детская железная дорога

Источник


Оставить комментарий
Лучшие посты
Генри Тенди: человек, который мог изменить мир (4 фото) Генри Тенди: человек, который мог изменить мир (4 фото) Треш и неадекват из социальных сетей 16+ (38 фото) Треш и неадекват из социальных сетей 16+ (38 фото) Анна Фалларино: история острова от оргий до смертей (19 фото) Анна Фалларино: история острова от оргий до смертей (19 фото) Ужасные приколы из соцсетей 18+ (102 фото) Ужасные приколы из соцсетей 18+ (102 фото) Секретные методы Красной Армии психологического давления на противника (7 фото) Секретные методы Красной Армии психологического давления на противника (7 фото) Трепанация черепа самостоятельно: Барт Хьюз, человек который просверлил себе череп (17 фото) Трепанация черепа самостоятельно: Барт Хьюз, человек который просверлил себе череп (17 фото) Почему Георгиевская ленточка никак не относится к  символам Победы в Великой Отечественной войне (5 фото) Почему Георгиевская ленточка никак не относится к символам Победы в Великой Отечественной войне (5 фото) Умирающая собака прятала под животом самое ценное	(11 фото) Умирающая собака прятала под животом самое ценное (11 фото) Мгновения истории в фотографиях (53 фото) Мгновения истории в фотографиях (53 фото) Самые популярные покупки в лихие 90-е (9 фото) Самые популярные покупки в лихие 90-е (9 фото) Ад на земле: место, где умирает наш электронный мусор (24 фото) Ад на земле: место, где умирает наш электронный мусор (24 фото) Природные инстинкты, или куда смотрят мужчины (30 фото) Природные инстинкты, или куда смотрят мужчины (30 фото) Когда очень хочется секса!!! Когда очень хочется секса!!! 20 лет за меткий выстрел 20 лет за меткий выстрел Треш из  социальной сети от «деградантов» (53 фото) Треш из социальной сети от «деградантов» (53 фото) Мия Кан — модель и боец муай тай (11 фото) Мия Кан — модель и боец муай тай (11 фото) Прикольные картинки для субботнего дня (58 фото) Прикольные картинки для субботнего дня (58 фото) Субботние веселые картинки из сети (50 фото) Субботние веселые картинки из сети (50 фото) Байки из сауны (upd) Байки из сауны (upd) Сашок предложение сделал или моя «лучшая» подруга (6 фото) Сашок предложение сделал или моя «лучшая» подруга (6 фото) Смешные вывески и креативные объявления (53 фото) Смешные вывески и креативные объявления (53 фото) Легкий бред из соцсетей (55 фото) Легкий бред из соцсетей (55 фото) Кем сегодня стали  дети из «ламбады»? (5 фото) Кем сегодня стали дети из «ламбады»? (5 фото) Мировые рок-звезды в молодости (60 фото) Мировые рок-звезды в молодости (60 фото) Прикольные фото из серии «только в России» (29 фото) Прикольные фото из серии «только в России» (29 фото) Воскресная подборка  приколов из соцсетей (53 фото) Воскресная подборка приколов из соцсетей (53 фото) Обнаглизмы и невменозы от яжематерей (13 фото) Обнаглизмы и невменозы от яжематерей (13 фото) Полицай-мадам Лена Пипец ведет издевательский блог о пассажирах (7 фото) Полицай-мадам Лена Пипец ведет издевательский блог о пассажирах (7 фото) Забавные комменты и высказывания из социальных сетей (33 фото) Забавные комменты и высказывания из социальных сетей (33 фото) Монгольский Playboy — он существует! (34 фото) Монгольский Playboy — он существует! (34 фото)
Еще посты