Подъём Т-34-76 из р.Дон

Шрифт

танк Т-34

Началось всё с телефонного звонка старого знакомого в первых числах июля – нашли танк, будем вытаскивать. Поначалу воспринял эту новость с ленивым скептицизмом — знаем мы эти «вытаскивания», хорошо, если в наличии оказываются хотя бы куски от танка, зачастую и вообще ничего не обнаруживается. Да и без различных мощных бумажек это сомнительное занятие – хотя МО и является законным владельцем машины, танк у них запросто могут отобрать местные власти, прецеденты уже были. В качестве ответа мне на почту присылается видео – подводная съёмка сделанная дайверами. На видео, сквозь тёмную водную муть, явно виднеется Т-34-76 выпуска СТЗ с повёрнутой вправо башней, ровно стоящий на дне и практически не занесённый илом! Более того – подъём машины уже согласован на самом высоком уровне в министерстве обороны!

Найденный танк оказался уникальным – выпуск Сталинградского тракторного завода, 1942 года. К настоящему времени сохранилось 3-5 таких машин, а комплектных наверное вообще ни одной.
Основная часть экспедиции выехала задолго до нас, им предстояло разбить лагерь, поставить в известность местную администрацию, полицию, МЧС, наладить взаимодействие с военными (военная часть из Богучара предоставляла БРЭМ, тралы для перевозки и сапёров для обезвреживания боеприпасов). Быстро собираем такелажное имущество – блоки, громадные шаклы, коуши и главное — краном ЗИЛа грузим в прицеп катушку со 100 метрами специального троса. В ночь выдвигаемся на место. Впереди 700 километров по трассе М4.
Место проведения подъёма находилось в населённом пункте, отмеченном на картах как село Украинская Буйловка. К настоящему времени от села остались только покрытые буйной растительностью развалины домов да руины церкви в центре – последний житель покинул его в 2008-ом году.

Дорога до села представляла из себя заросшую и петлявшую по придонским оврагам колею – клиренса прицепа кое-где не хватало и он просто тащился балкой по земле. К моменту нашего приезда лагерь был уже разбит, на берегу спилены все мешавшие деревья, определено место для БРЭМа.

танк Т-34
Танк примерно в 5 метрах от берега, глубина 7 метров

С нашим приездом начинается работа по зацеплению танка –в соответствии с заранее продуманной схемой разматываем и укладываем трос, вымеряем нужное расстояние для установки коушей (специальных петлей на тросу) и места для блока.

танк Т-34

После подготовки троса начинается работа водолазов – нужно спуститься к машине, накинуть петли на крюки танка, подвязать их специальной проволокой от соскакивания, расправить трос. И всё это на сильном течении и практически на ощупь!

танк Т-34

К вечеру подготовка к подъёму закончена, ждём военных с тяжёлой техникой. Полагая, что последних надо ждать не раньше, чем через 2-3 дня, мы уже морально приготовились к ленивому 3-хдневному расслабону, и каково же было наше удивление, когда ранним утром мы были разбужены рёвом БРЭМа, продирающегося сквозь прибрежные заросли! Оказывается техника ещё с вечера выехала с Богучара, и несмотря на затруднения по технической части, к утру уже была на месте! Более того, на всякий случай БРЭМов приехало два! Машины оказались даже полностью исправными и укомплектованными всем необходимым имуществом, что само бывает нечасто. Возглавлял военных на редкость адекватный и грамотный подполковник, заместитель командира вновь созданной богучарской бригады.
Было решено сразу начинать, не дожидаясь дневной жары. Встав на место, первый БРЭМ сразу начал разматывать лебёдку, а его экипаж собирать полиспаст.

танк Т-34

15 минут, и Т-34 стоящий на дне реки через систему блоков подцеплен к лебёдке БРЭМа. Начинается натяжка троса.

Предварительная натяжка показала, что всё собрано правильно, можно тянуть. Полковник даёт команду мехводу БРЭМа, начинаем!

И вот, через 74 года, Т-34 покидает свою стоянку на дне Дона и показывается на поверхности. На башне виднеются многочисленные обрывки лесок, блёсны, по словам водолазов был даже обмотанный вокруг башни оборванный трос – следы неудачных попыток вытащить машину классическим колхозным способом. Танк в спешке покидают его подводные обитатели – ерши и раки. Люки открыты, это хорошо, шансов что внутри экипаж становится меньше.

танк Т-34

Поскольку в этот день задачи вытащить машину не стояло, то вытянув большую часть танка из воды, после проверки тросов и добавки ещё одного – страховочного, опускаем танк обратно, оставив на поверхности лишь кончик орудия.

танк Т-34

танк Т-34

На следующий день начинается окончательный подъём машины. Несмотря на то, что о предстоящем мероприятии знало не так много человек, с утра весь берег наполняется людьми, а поверхность реки лодками. Пришёл даже небольшой теплоход со зрителями. Прибывают сапёры, ВАИ, местный военком, МЧС, полиция, многочисленные корреспонденты. Не забыли и про медицинскую помощь — с военными прибывает женщина-врач. От чересчур любопытных пришлось натянуть ленту и выставить оцепление. После того как всех зрителей с помощью матюгальника (а кого-то пришлось и пинками) кое-как загнали за ленту ждём отмашки лейтенанта из пресс-службы ЗАПВО о готовности всех журналистов. Наконец, всё готово, заводится БРЭМ и начинается уже окончательный подъём танка.

танк Т-34

Танк явно на передаче – гусеницы натяжке/ослаблении троса хоть и немного шевелятся, но не крутятся.

танк Т-34

Склон периодически проливается водой – для лучшего скольжения.

Машина повоевавшая – на катках пробоины от снарядов (позже будут найдены и многочисленные отметины на броне). После того, как танк оказывается на берегу, начинаем вымывать из него песок и ил, накопившиеся за 74 года.
На главный вопрос – есть ли в нём экипаж, ответа пока нет, поэтому размываем очень осторожно, пропуская всю грязь через руки, чтобы ничего не пропустить.
Показываются снаряды, закреплённые в укладках по бортам боевого отделения, их передают сапёрам

танк Т-34

танк Т-34

Все вещи из танка складываются, отснимаются и переписываются.

танк Т-34

Ко всеобщему облегчению через пару часов становится ясно – никого из экипажа в танке нет. Размыв место мехвода обнаруживаем рычаг КПП в положении включённой 1-ой передачи, ручной газ стоит на максимуме, на педали газа вдобавок лежит цинк с патронами и снаряд. Судя по всему машину намеренно загнали в воду. Найденные рядом в реке разбитые понтоны косвенно подтверждают эту версию – похоже, что после уничтожения понтонов, видя невозможность переправы танка через реку, экипаж специально утопил машину. Из местных жителей толком никто ничего сказать не может, непосредственных свидетелей не нашлось — всё на основе пересказов и слухов, ясно только одно – при отступлении наших войск летом 42-го в селе была наведена понтонная переправа, позже разбитая немецкой авиацией. Танков вроде бы было два – первый мешал судоходству и его вытащили ещё в 60-е годы. Один свалился с понтона при переправе, а вот как в реке оказался второй (наш) схожих правдоподобных версий у старожилов не нашлось.
Думаю вытащенный нами танк уцелел благодаря тому, что стоял не на фарватере и судам не мешал, в отличие, например, от ранее поднятого из Дона КВ — тот был взорван после того, как на него напоролась баржа.

танк Т-34

На следующий день продолжилась работа по размывке танка и извлечению из него боекомплекта, ну а нам уже пора было уезжать.
Затем была транспортировка 34-ки до тралов, стоявших в нескольких километрах от берега. Осложнялась она тем, что передачу на танке выключить так и не смогли, пришлось разбивать гусеницы, плюс Донской берег изрезан крутыми оврагами, по которым и на машине то проехать нелегко! Тут и понадобился второй БРЭМ. Через две недели Т-34 уже был в Кубинке, где он был подготовлен для экспозиции в парке Патриот

танк Т-34
фото Романа Алымова

Было решено пока выставить его в таком же виде, каким он был извлечён из реки. В будущем его ждёт реставрация, возможно до ходового состояния.

танк Т-34
Фото Юрия Пашолока

В подъёме участвовали: сотрудники парка «Патриот» во главе с Анатолием Калембергом (руководитель и организатор экспедиции), военные из различных частей ЗапВО, команда дайверов из Москвы и Санкт-Петербурга, многочисленные помощники из числа местных жителей и много других просто неравнодушных людей. В довершении рассказа хотелось бы дополнительно отметить работу дружной команды дайверов, не отмеченную в многочисленных репортажах – за 3 месяца до основной экспедиции они обныряли и отсняли танк, затем уже при подъёме провели все водолазные работы — на 7-миметровой глубине при сильном течении и нулевой видимости, и помимо всего вышеперечисленного они ещё взяли на себя организацию лагеря, электроснабжение и питание всей многочисленной экспедиции.

танк Т-34

танк Т-34

танк Т-34

танк Т-34

Источник


Оставить комментарий
Лучшие посты
Сахар Тарбан: 50 операций, чтобы быть похожей на Анджелину Джоли Сахар Тарбан: 50 операций, чтобы быть похожей на Анджелину Джоли Почему Алле Пугачёвой нельзя было венчаться с Галкиным Почему Алле Пугачёвой нельзя было венчаться с Галкиным Сходил за грибочками: необычная находка в лесу Сходил за грибочками: необычная находка в лесу Хакеры поделились украденными фото голой Рианны Хакеры поделились украденными фото голой Рианны Настоящий генерал швейных войск — суровый таджикский дембель Настоящий генерал швейных войск — суровый таджикский дембель С гранатой шутки плохи (жесть) С гранатой шутки плохи (жесть) Кирилл Терехин «Руки базуки» по всей вероятности доигрался Кирилл Терехин «Руки базуки» по всей вероятности доигрался Анастасия Заворотнюк: как всё легко просрать Анастасия Заворотнюк: как всё легко просрать Анекдоты и прикольные картинки (66 фото) Анекдоты и прикольные картинки (66 фото) Перестрелка в «Москва-Сити» произошла на банкете с участием звезд эстрады Перестрелка в «Москва-Сити» произошла на банкете с участием звезд эстрады Что срывается под псевдонимами звезд отечественного шоу-бизнеса Что срывается под псевдонимами звезд отечественного шоу-бизнеса Это стоит прочесть! Очень сильно! Это стоит прочесть! Очень сильно! «Засинтоленный» Кирилл Терешин стал еще краше «Засинтоленный» Кирилл Терешин стал еще краше Кирилл Терешин из Пятигорска потерял «руки-базуки» Кирилл Терешин из Пятигорска потерял «руки-базуки» Смешные картинки для поднятия настроения (39 фото) Смешные картинки для поднятия настроения (39 фото) Сказ о том, как Кирилла Терешина из спорт-зала выгоняли Сказ о том, как Кирилла Терешина из спорт-зала выгоняли Путешествие в прошлое с уникальными архивными фотографиями (86 фото) Путешествие в прошлое с уникальными архивными фотографиями (86 фото) Интересные и редкие ретро-фотографии (44 фото) Интересные и редкие ретро-фотографии (44 фото) Ярославцы собрали деньги на дом ветерану: на стройку явилась полиция Ярославцы собрали деньги на дом ветерану: на стройку явилась полиция «Вокзал для двоих»: как Басилашвили уважение заключенных заслужил «Вокзал для двоих»: как Басилашвили уважение заключенных заслужил Смоленские подростки : «Рейд смерти — били всех» Смоленские подростки : «Рейд смерти — били всех» Задержали за хулиганство, а через пару часов он сгорел в камере Задержали за хулиганство, а через пару часов он сгорел в камере ФСБ поймало жителя села с GPS-трекером для слежения за теленком ФСБ поймало жителя села с GPS-трекером для слежения за теленком Интересная история: Долг платежом красен… Интересная история: Долг платежом красен… Лихие поляки во время Варшавского восстания Лихие поляки во время Варшавского восстания Случаи, когда интернет объяснил загадки с фото Случаи, когда интернет объяснил загадки с фото Тонкий мужской юмор, или Мужики фигни не посоветуют Тонкий мужской юмор, или Мужики фигни не посоветуют Сделано в Китае:  откуда берутся «сувениры» в храмах Сделано в Китае: откуда берутся «сувениры» в храмах Михаил Казаков: как выглядит Полежайкин из «Папиных дочек» Михаил Казаков: как выглядит Полежайкин из «Папиных дочек» UFC: если недооценить соперника возможны большие сюрпризы UFC: если недооценить соперника возможны большие сюрпризы
Еще посты