«Бобры» в Адагуме

Шрифт


раскопки

День седьмого ноября – красный день календаря. Хоть был он и серым и прохладным, а перед нами расстилалось серо-зеленое болотце, но для нас, все равно – красным. Из многих уголков Кубани съехались люди, поработать на месте падения самолета. Даже присутствовал красный флаг, принесенный на место работ нашим Алексеем. В этот раз, традиционное красное знамя на месте работ, выглядело вовсе уж символично.
Вот оно, поле нашего боя.

раскопки

На этих раскопках, мы действительно трудились как бобры. Строили плотину, черпали грязь, добывали и носили в раскоп сухую землю и глину. Установленное место падения самолета, находилось в заболоченном участке реки Адагум.
Все сильно осложнялось тем, что не возможно было подогнать к месту работ хоть какую то технику. С одной стороны – гнилой рукав реки, с другой – лес. Село Ольховское с его тракторным парком было рядом, но чтобы подогнать бульдозер или экскаватор, требовалось рубить и пилить большие деревья. А на это было нужно соответствующее разрешение…

раскопки

По этому, «Кубанский плацдарм» и наши, ставшие почти постоянными помощниками, ребята из «Delica-club», «Скиф 4х4» Краснодар, приступили к раскопкам вручную. Щупы, лопаты, ведра.

раскопки

раскопки

раскопки

Фронт работ был поделен на всех. Несколько человек осматривали район места падения с металлоискателями, на предмет разлетевшихся фрагментов, кто пилил и изготавливал подпорные колья, чтобы грязь не сползала в раскоп, кто то отмывал и очищал извлеченные фрагменты самолета. Работали даже дети – таскали землю, лазали на удобно нависшее над воронкой дерево – крепить лебедки. Но основной труд лег на плечи тех, кто был в раскопе. Углубление, вытаскивание жижи и глины, откачка воды – ведрами, встав в цепочку.

раскопки

раскопки

По первым же фрагментом стало ясно, что мы работаем с истребителем Як-1, разбившемся в 1943 году. Самолет сильно горел еще в воздухе – фактически все фрагменты несут на себе след пожара. Рухнул он у самого берега полноводного в те года Адагума, кабиной летчика вниз.
Раскоп углубляется. Все больше попадается фрагментов самолета. Но на каждые десять лопат глины и грязи, в раскоп просачивается несколько ведер воды. Воду вычерпываем, выливая обратно в Адагум. Но вода упорна – она возвращается в раскоп сотнями мелких ручейков.

Часть людей

Часть людей

Часть людей в раскопе строят опорную плотину. Вбиваются колья, за них засыпается сухая глинистая земля, добытая на берегу. Плотина хоть как то сдерживает воду, и не дает раскопу затянуться жидкой грязью.
Одна из лопастей винта. На удивление – фактически не деформированная. Значит, мотор самолета не работал в момент удара о землю, иначе бы лопасти порвало на части. Она тоже несет на себе след пожара.

раскопки

раскопки

Боекомплект, части каркаса, обшивка – все больше деталей. Но это все – не то. Наша цель – двигатель. На нем есть номера, по которым можно установить, чей это самолет, кто на нем летал, к какому полку принадлежала боевая машина. Кроме номерного мотора, на Як-1 есть лючки с номером самого самолета, таблички. Но на это надежд меньше – весь дюраль и алюминий сильно пострадали от огня. Попадается много бесформенных оплавышей.

раскопки

раскопки

раскопки

Раскоп уже почти два метра в глубину. Но щуп показывает, что крупное железо еще метром глубже. Время – уже перевалило к вечеру, хотя работы начались с раннего утра.

раскопки

В борьбе с водой мы начинаем терпеть ощутимые поражения. Пока вычерпывается очередное ведро, в раскоп поступает два. И мы принимаем решение свернуть работы. Это уже выше наших сил. В следующий раз попробовать решить вопрос с техникой, а если не получится – опять становиться «на лопаты», но при этом вооружившись мотопомпами, для откачки воды и грязи.
Несколько минут, и нашу плотину прорывает, грязь и вода затапливают раскоп.

раскопки

В общем, продолжение бобровых работ – следует…

Источник


Оставить комментарий
Лучшие посты
Китайские студенты сорвали лекцию Горбачева: «Не простим предательства!» Китайские студенты сорвали лекцию Горбачева: «Не простим предательства!» Якутский водитель только через полгода понял, кого он приютил Якутский водитель только через полгода понял, кого он приютил 20 фото для людей с самыми крепкими нервами 20 фото для людей с самыми крепкими нервами 86 забавных картинок и прикольных комментов с просторов сети 86 забавных картинок и прикольных комментов с просторов сети 89 Смешных картинок с надписями для поднятия настроения 89 Смешных картинок с надписями для поднятия настроения 78 прикольных картинок, приличных и не очень 78 прикольных картинок, приличных и не очень 84 забавных картинок и прикольных комментов из сети 84 забавных картинок и прикольных комментов из сети 23 ностальгических фото с той самой атмосферой 90-х 23 ностальгических фото с той самой атмосферой 90-х В эту историю трудно поверить — история замерзшей Джин Хиллиард В эту историю трудно поверить — история замерзшей Джин Хиллиард 23 реальных фото, к которым не прикасались фотошоперы 23 реальных фото, к которым не прикасались фотошоперы 20 фото удивительных и забавных деталей окружающего мира 20 фото удивительных и забавных деталей окружающего мира Плотина Вайонт: что заставило забросить новую ГЭС в Италии Плотина Вайонт: что заставило забросить новую ГЭС в Италии Знаковые ретрофотографии: интересные и редкие Знаковые ретрофотографии: интересные и редкие 20 простых хитростей, которые сильно упрощают жизнь 20 простых хитростей, которые сильно упрощают жизнь История из жизни : Два дебила — это сила История из жизни : Два дебила — это сила «Что за штуку я нашел?»: простые ответы на сложные вопросы «Что за штуку я нашел?»: простые ответы на сложные вопросы Глобальное потепление, гора Эверест и десятки тел на склонах Глобальное потепление, гора Эверест и десятки тел на склонах 56 демотиваторов позитивных и ироничных, для поднятия настроения 56 демотиваторов позитивных и ироничных, для поднятия настроения Нестандартный ракурс: 14 обычных и не очень вещей в разрезе Нестандартный ракурс: 14 обычных и не очень вещей в разрезе Вот так должна вести себя жена — иллюстрированный журнал 19 века Вот так должна вести себя жена — иллюстрированный журнал 19 века Японские тюрьмы самые «ужасные» в мире хотя там опрятно и тихо Японские тюрьмы самые «ужасные» в мире хотя там опрятно и тихо «Что это такое?»: специалисты из сети опознают «приблуды» «Что это такое?»: специалисты из сети опознают «приблуды» 21 ретро-фото, показывающее как выглядели девушки-подростки 21 ретро-фото, показывающее как выглядели девушки-подростки Монтажная пена: достойный конкурент синей изоленты Монтажная пена: достойный конкурент синей изоленты Свежая жуть из Австралии — необычный зубастый улов Свежая жуть из Австралии — необычный зубастый улов Осколки истории: 71 редкая ретро-фотография Осколки истории: 71 редкая ретро-фотография Ада Блэкджек: продержаться до конца и выжить Ада Блэкджек: продержаться до конца и выжить Свежая порция переживаний из соц сетей (15 скринов) Свежая порция переживаний из соц сетей (15 скринов) Плавучая тюрьма: признания белоруски о работе на круизном лайнере Плавучая тюрьма: признания белоруски о работе на круизном лайнере 24 необычных ракурсов, явлений и процессов 24 необычных ракурсов, явлений и процессов
Еще посты