Канистра: двадцатилитровый стандарт

Шрифт
0
Обсудить

канистры

В 1936 году немецкая армия объявила конкурс на создание новой канистры для хранения и транспортировки топлива. В результате был создан универсальный контейнер, шедевр промышленного дизайна, с помощью которого выигрывали военные кампании, и который производится до сих пор.

Прежние канистры представляли собой параллелепипеды, с плоскими стенками, сваренными между собой по углам, либо штампованными из одного листа металла и приваренными донцами. Ручки, как правило, представляли собой либо изогнутые полосы металла, либо проволочные петли. Такие канистры были неудобными в переноске, резали руки, цеплялись углами и вдобавок нещадно текли.
Главный инженер компании "Мюллер" из города Швельм, Северный Рейн–Вестфалия, предложил невероятно продуманный и технологичный проект канистры, решивший вообще все имевшиеся проблемы.

канистры

Канистра со стандартной выштамповкой

канистры

Ранняя канистра, ещё с простой крестообразной выштамповкой

канистры

Wehrmachtkanister вмещала ровно 20 литров и весила 4 килограмма. Канистра имела сплющенную форму и сваривалась всего одним швом из двух штампованных половин с закруглёнными углами. Зацепиться такой за что–нибудь весьма затруднительно. Выштамповка на боковых сторонах не только повышала жёсткость, но и служила своеобразным радиатором и снижала риск перегрева содержимого. Первоначально выштамповка была простой крестообразной формы, позже она была изменена и приняла свою стандартную форму. Выступ в задней части служил воздушным карманом, сообщавшим канистре положительную плавучесть. Высокая горловина позволяла обходиться без воронки, а крышку можно было открыть рукой, не прибегая к специальным инструментам. Благодаря трём ручкам сверху один солдат мог переносить четыре пустые канистры одновременно, две полные или легко передавать по цепочке.

канистры

канистры

В общем, новая канистра быстро завоевала популярность и к 1939 году стала стандартной тарой Вермахта, использовавшейся для транспортировки не только топлива, но и воды, масел и других жидкостей. Для облегчения идентификации содержимого канистры окрашивались в разные цвета.

канистры

В 1940 году США и Великобритания получили первые образцы немецких канистр. И если англичане прозаично захватили несколько экземпляров во Франции (дав ей, кстати, своё, теперь уже навечно прилипшее название, jerrycan), и достаточно быстро запустили в производство её точную копию, то у американцев с канистрой приключилась целая эпопея.
В 1939 году американский инженер Пол Плейсс заканчивал работу по контракту в Германии. Видимо, спешить с возвращением ему было не надо, потому что он задумал совершить автопробег из Германии аж до Индии. Плейсс уговорил своего немецкого коллегу присоединиться к нему, купил автомобильное шасси и построил кузов, приспособленный для длительного путешествия. В последний момент путешественники обнаружили, что у них нет тары для аварийного запаса воды, и немецкий инженер просто умыкнул три канистры со склада. Когда пробег уже подходил к концу, немцу пришлось вернуться на родину, и Плейсс доехал до Калькутты в одиночестве, откуда, оставив машину, отправился в Филадельфию. Видимо, немецкая канистра произвела на инженера впечатление, так как дома он попытался заинтересовать ею официальные лица. Но словесные описания и рисунки никого не впечатлили, и Плейсс был вынужден заняться организацией перевозки в Америку своего оставленного в Индии автомобиля.
В 1940 году канистра наконец оказалась на американской земле. Военные осмотрели канистру, но решили, что она ничем не лучше американской сорокапятилитровой тары.
Чуть позже, впрочем, американцы запустили в производство немецкую канистру, творчески её переработав. Вместо двух половин американская канистра делалась из одного штампованного листа с приваренными днищем и верхней частью.

Горловина была шире и требовала воронки для заправки. Откидную крышку заменили на гайку, требующую специального инструмента. Такую канистру было легче мыть, она быстрее опустошалась и наполнялась, но из–за большого количества швов нещадно текла, и в результате не получила широкого распространения в американской армии.

канистры

Всю важность качественной тары для горючего войска Союзников осознали во время боевых действий в Северной Африке.
Топливо стало одним из важнейших факторов, определявших успешность боевых операций.
Инспекция, проверявшая тыловую организацию армии Монтгомери, обнаружила, что потери топлива из–за несовершенства тары достигают 40%. Бензин перевозился с побережья на армейские базы по железной дороге в 200–литровых бочках, после чего разливался по двадцатилитровым "топливным жестянкам", испокон веков использовавшимся для хранения бытового керосина.
В таких банках топливо перегревалось, проливалось, текло сквозь разошедшиеся швы.

канистры

Английский бригадный генерал и историк Дезмонд Янг писал: "Тот, кто не служил в пустыне, не может осознать, насколько разница между полным и частичным успехом зависела от самой маленькой — и самой худшей — части нашей экипировки".
Неудивительно, что одним из самых ценных и желанных трофеев для англичан были именно немецкие канистры — за ними охотились специально.

К 1943 году англичане развернули массовое производство, и в начале года в Северную Африку оперативно доставили два миллиона канистр. Вплоть до конца войны именно англичане производили канистры для армий союзников. Всего был произведён 21 миллион английских "немецких жестянок".

В итоге немецкая канистра производилась практически во всех странах–участницах войны и производится до сих пор. Она является, пожалуй, самой распространённой тарой для топлива, изменившись лишь в незначительных деталях и сохранив свой ставший классическим дизайн.

Фотографии производства канистр на заводе "Muller" в конце пятидесятых годов.

Пресс для штамповки половин канистры

канистры

Сварка

канистры

Обработка шва

канистры

Изготовление...

канистры

...и прикрепление ручек

канистры

Установка пробки

канистры

Грунтовка...

канистры

...и окраска

канистры

Лучшие посты
Забавные фото, веселые картинки, прикольные истории Забавные фото, веселые картинки, прикольные истории Картинки со смыслом, юмором и полетом фантазии Картинки со смыслом, юмором и полетом фантазии Забавные твиты обо всем: целеустремленность, мужественность Забавные твиты обо всем: целеустремленность, мужественность Факты про СССР: забытые, необычные, дискуссивные Факты про СССР: забытые, необычные, дискуссивные Сюрприз для родителей: реакция на губы Сюрприз для родителей: реакция на губы Сравнение: цепи, акулы и носороги рядом с человеком Сравнение: цепи, акулы и носороги рядом с человеком Баян-юмор: лучше позже да качественнее Баян-юмор: лучше позже да качественнее Факты: от мигрантов до куриных яиц Факты: от мигрантов до куриных яиц Юмор: забавные фото, комменты и прикольные картинки Юмор: забавные фото, комменты и прикольные картинки Забавно: картинки, комменты и шутки Забавно: картинки, комменты и шутки Криминальная история: следователь из Омска влюбилась в обвиняемого Криминальная история: следователь из Омска влюбилась в обвиняемого Приколы, забавные картинки и прочий легкий юмор Приколы, забавные картинки и прочий легкий юмор Приколы в фото, картинках и рассказах Приколы в фото, картинках и рассказах С русскими не бухайте: из личного опыта С русскими не бухайте: из личного опыта Вот такой юмор: прикольные картинки и мемы Вот такой юмор: прикольные картинки и мемы Отдохнуть на все деньги в Анапе : в море полилось Отдохнуть на все деньги в Анапе : в море полилось Фото-юмор: от драматургии до Челябинска Фото-юмор: от драматургии до Челябинска Фото-юмор: от колл-центра до Киркорова Фото-юмор: от колл-центра до Киркорова Самый буквальный фотошоп-мастер: Фридман шутит Самый буквальный фотошоп-мастер: Фридман шутит Интересно: всё в мире познаётся в сравнении Интересно: всё в мире познаётся в сравнении Про это: откровенные шутки про сокровенное Про это: откровенные шутки про сокровенное Внутренности привычных и странных вещей Внутренности привычных и странных вещей Приколы, шутки и мемы: красота и порядок Приколы, шутки и мемы: красота и порядок Забавные объявления и вывески из России Забавные объявления и вывески из России Проверь свои знания : Польша бл… ) Проверь свои знания : Польша бл… ) Что значит — метр с кепкой Что значит — метр с кепкой Забавные картинки, веселые истории и прочий юмор Забавные картинки, веселые истории и прочий юмор Баян-картинки: о вечном и бесконечном Баян-картинки: о вечном и бесконечном Прикольные картинки — комменты, фото, истории и прочая прелесть Прикольные картинки — комменты, фото, истории и прочая прелесть Откуда они берутся такие: «умные», «красивые», требовательные Откуда они берутся такие: «умные», «красивые», требовательные
Еще посты