«Медведь» ТУ-95

Шрифт


самолёты

В 1966 году летчик ВМС имел возможность получить незабываемые впечатления от символа холодной войны — советского бомбардировщика Ту-95.

Джон Ньюлин (John Newlin):
В марте 1966 года я был офицером-оператором истребительной эскадрильи (VF-74) на борту авианосца Forrestal. После длительного похода в Средиземном море наш корабль взял курс на свою родную базу в Норфолке, штат Виргиния. Как только мы вышли из Гибралтарского пролива, было объявлено «наблюдение за медведем».
«Медведь» — натовское название советского самолета конструктора Туполева Ту-95. Это крупный стратегический бомбардировщик, иногда несущий на борту ракеты, но в основном используемый для радиоэлектронного наблюдения. На нем установлены четыре двигателя НК-12 конструктора Кузнецова с винтами противоположного вращения, из-за чего Ту-95 — необычайно шумный самолет. Кончики лопастей у этих винтов вращаются со сверхзвуковой скоростью, создавая дьявольский шум. «Медведь» был принят на вооружение в 1956 году, и ВВС России используют этот самолет по сей день.

«Наблюдение за медведем» требовало вылета двух «Фантомов» F-4 из состава эскадрильи VF-74, двух истребителей палубного базирования F-8 Crusader из состава эскадрильи морской пехоты VMF-451, самолета аэрофотосъемки F-8 из эскадрильи VFP-62 и самолета-заправщика А-3 из эскадрильи VAH-11. Все они в дневное время находились в готовности и стояли на летной палубе. «Фантомы» и «Крусейдеры» были прикреплены к катапультам, готовые взлететь в течение пяти минут после получения приказа. Другие экипажи несли дежурство в своих машинах на катапультах, меняя друг друга каждый час. Я каждый вечер должен был составлять и доводить до летчиков график дежурства по боевой тревоге на следующие сутки.
Как-то раз я сидел в помещении для дежурных экипажей и составлял график на следующий день, когда туда зашел старший офицер совершенно секретной боевой части резервной радиосвязи авианосца. Мы оба были лейтенантами-холостяками и подружились, колеся по барам и кафе испанской Барселоны. Он сказал мне, что завтра около полудня вблизи авианосца ожидается появление двух советских «Медведей». Они вылетят из российского Мурманска перед рассветом, совершат дозаправку над Фарерскими островами, а затем проследуют на юг, чтобы пролететь над авианосцем Forrestal. Я не мог упустить шанс увидеть Ту-95 собственными глазами, а поэтому записал себя и одного из лучших в эскадрилье операторов радиолокационного перехвата Ника Эстабрука (Nick Estabrook) на дежурство с 12 до часу дня.

самолёты

На следующий день мы с Ником забрались в кабину F-4B незадолго до полудня. «Фантом» был вооружен двумя ракетами с тепловым самонаведением AIM-9 Sidewinder и двумя ракетами с радиолокационным наведением AIM-7 Sparrow. Время в кабине на палубе тянулось медленно. Я начал беспокоиться, что Ту-95 могут опоздать, или что сведения об их полете окажутся неточными.
Когда до окончания смены оставалось 10 минут, к самолету подошел наш командир. Начальник авиационной боевой части авианосца сказал по громкой связи на всю палубу: «У должности есть свои преимущества, Джон!» Командир посмотрел на меня и спросил: «Досрочно смениться не желаешь?» Как же! Наверное, ему не хватило наглости выгнать меня из кабины. Что-то назревало.
Я вежливо отказался, и следующие 60 секунд запомнил на всю жизнь. Командир не знал, как поступить. Он стоял на палубе, переминаясь с ноги на ногу. Когда по громкой связи прозвучала команда «Дежурная смена, на взлет», мы с Ником закрыли свои фонари, я завел оба двигателя, и мы взлетели. Пока, командир!
Правила были очень строгие. Мы должны были перехватить ведущий Ту-95 на расстоянии 100 миль от корабля. Ник включил РЛС, и мы немедленно засекли «Медведей». Засветки на экране у Ника были такие большие, что выглядели как бананы, сказал он мне. Он умело провел нас перехватывающим курсом, и мы вышли на правый борт ведущего Ту-95 в 98 милях от авианосца. Наша ведомая машина нацелилась на второго «Медведя», который шел в полутора милях от лидера. F-8 держались на удалении. А вот летчик самолета-заправщика А-3 решил посмотреть на бомбардировщик поближе.
У Ту-95 сзади под горизонтальными стабилизаторами есть кормовая установка с пушками и люками из плексигласа. Когда мы приблизились к нему и пошли параллельными курсами, я заметил в кабине члена экипажа с большим складным фотоаппаратом на треноге. Он начал жестикулировать — было понятно, что летчик хочет, чтобы мы расположили свой самолет в удобной точке для съемки. Я пошел ему навстречу, и когда наш F-4 занял оптимальное для съемки положение, этот член экипажа прилип к камере. Спустя несколько секунд он поднялся и радостно показал мне два больших пальца.

самолёты

Пока русский летчик снимал наш самолет, Ник снимал его машину. Начальник разведки авианосца выдал ему современную 35-миллиметровую камеру, которая делала 72 снимка на обычной кассете на 36 кадров. Ник использовал все кадры до единого.
Ведущий самолет был известен как Ту-95К. За ним шел Ту-95РЦ, разведчик-целеуказатель, отличающийся двумя длинными обтекателями прямо перед хвостовой частью. Было понятно, что задача Ту-95РЦ состоит в анализе радио- и радиолокационных сигналов с авианосца и с его самолетов в небе.
После съемки я приблизился и пошел рядом с внешним двигателем самолета. Я этого не знал, но А-3 пристроился рядом по нашему правому борту. Это сняли на пленку, и я назвал фотографию «сэндвич». Ник был встревожен тем, что наша машина плотно зажата между двумя очень крупными и не очень маневренными самолетами. Меня это беспокоило меньше, поскольку мне приходилось следить за тем, чтобы держаться рядом с «Медведем», и я не видел, насколько близко к нам летит А-3. Всякий раз, когда я смотрю на сделанную в тот момент фотографию, у меня возникает вопрос: если бы я потерял управление и столкнулся с Ту-95, вызвало бы это третью мировую войну?
Шансов на такой инцидент на самом деле было очень мало. Я набрался немало опыта, летая крыло к крылу с другими самолетами. Я четко помню, как сильно дрожал фонарь кабины, когда я поравнялся с двигателями Ту-95.
Примерно в 20 милях от авианосца Ту-95 начали медленно снижаться со своей крейсерской высоты полета в 10 тысяч километров. Эта пара пролетела над авианосцем на высоте 500 метров, а затем начала медленно набирать высоту, уходя на север. Мы следовали за ведущим «Медведем», пока он снова не удалился от авианосца на 100 миль. Когда я просигнализировал второму пилоту, что мы уходим, он широко, по-русски улыбнулся и поднял вверх большой палец. В тот день в течение часа мы не были врагами в холодной войне, а были просто летчиками, которые наслаждались тем, на каких грозных самолетах летаем.


Оставить комментарий
Лучшие посты
Американец узнал, что тело его матери продали армии Американец узнал, что тело его матери продали армии Такой юмор: 44 картинок для поднятия настроения Такой юмор: 44 картинок для поднятия настроения Такой юмор: 47 картинок для поднятия настроения Такой юмор: 47 картинок для поднятия настроения Такой юмор: 42 картинки для поднятия настроения Такой юмор: 42 картинки для поднятия настроения Начальник был сильно не прав, а сотрудники выложили это в сеть Начальник был сильно не прав, а сотрудники выложили это в сеть Немецкий пулемётчик Генрих Северло — Омахское чудовище Немецкий пулемётчик Генрих Северло — Омахское чудовище Собака застряла в смоле и несколько дней звала на помощь Собака застряла в смоле и несколько дней звала на помощь Индийские хирурги прооперировали девушку с «золотым запасом» Индийские хирурги прооперировали девушку с «золотым запасом» Транс–тролль Джессика Янив тиранит салоны красоты и феминисток Транс–тролль Джессика Янив тиранит салоны красоты и феминисток Такой юмор: подборка позитивных картинок и забавных комментов Такой юмор: подборка позитивных картинок и забавных комментов Полицейские раскрыли таинственное исчезновение через 10 лет Полицейские раскрыли таинственное исчезновение через 10 лет Загадка про авто: для чего нужны эти детали на кабине? Загадка про авто: для чего нужны эти детали на кабине? Кьяра Борди: необычная финалистка конкурса «Мисс Италия» Кьяра Борди: необычная финалистка конкурса «Мисс Италия» 9 загадок из серии «Что это за штука мне попалась?» 9 загадок из серии «Что это за штука мне попалась?» 14 фото, после которых вы скажете — видел все! 14 фото, после которых вы скажете — видел все! Моей маме 43, а она все еще может увести у меня любого мужика Моей маме 43, а она все еще может увести у меня любого мужика Такой юмор: Прикольные и не очень картинки для поднятия настроения Такой юмор: Прикольные и не очень картинки для поднятия настроения Обман, который можно встретить в любой момент Обман, который можно встретить в любой момент Археологи удивились — историю придется переписывать? Археологи удивились — историю придется переписывать? Озеро Байкал: как выглядит дно глубочайшего озера Озеро Байкал: как выглядит дно глубочайшего озера Сюрприз на фото: его там встретить никто не ожидал Сюрприз на фото: его там встретить никто не ожидал Такой юмор: 33 прикольные картинки с юмором и позитивом Такой юмор: 33 прикольные картинки с юмором и позитивом Как лотерея изменила жизнь 16-летней школьницы Как лотерея изменила жизнь 16-летней школьницы Фермер нашел в желудке крокодила странные вещи Фермер нашел в желудке крокодила странные вещи Яжематери продолжают радовать и шокировать общество Яжематери продолжают радовать и шокировать общество 13 Забавных и позитивных демотиваторов для поднятия настроения 13 Забавных и позитивных демотиваторов для поднятия настроения Сын Натальи Сенчуковой и Виктора Рыбина вызвал фурор в сети Сын Натальи Сенчуковой и Виктора Рыбина вызвал фурор в сети Полицейские из Китая знают толк в наказаниях Полицейские из Китая знают толк в наказаниях 31 забавная вещица, купленная на барахолках 31 забавная вещица, купленная на барахолках Строительный маразм в стиле: «И так сойдёт» Строительный маразм в стиле: «И так сойдёт»
Еще посты