Беляны — уникальные волжские гиганты

Шрифт

беляны

Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним мерам, суда. По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 м. Высота борта могла достигать 6 метров.

беляны

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

беляны

Рубка и сплав леса велись варварскими способами при отсутствии какой-либо механизации. Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло.

беляны

Срубленный лес надо было стащить к сплавной речке (притоку Ветлуги). Здесь брёвна связывали в звенья, и когда начиналось половодье, гнали к Ветлуге (до устья сплавной речки). Делалось это с применением длинных шестов, которыми оттаскивали связанные брёвна от берегов, чтобы не было затора, а некоторые отважные молодцы усаживались на небольшие плоты и лихо мчались к устью речонки по быстрой воде, направляя движение плывущего леса.

беляны

Несмотря на то, что работа бурлака была очень опасной, угрожающей иногда потерей здоровья и даже гибелью, люди шли сюда, так как работа эта была хотя и скудным, но подспорьем в крестьянской жизни. Женщины тоже работали на белянах, но их труд оплачивался гораздо ниже. Поэтому сплавлялись они в редких случаях, лишь когда плот обслуживала вся семья.

беляны

Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.

беляны

Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз – «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру.

беляны

При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.

Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее, даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.

беляны

Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж – абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!

История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!


Оставить комментарий
Лучшие посты
Сахар Тарбан: 50 операций, чтобы быть похожей на Анджелину Джоли Сахар Тарбан: 50 операций, чтобы быть похожей на Анджелину Джоли Почему Алле Пугачёвой нельзя было венчаться с Галкиным Почему Алле Пугачёвой нельзя было венчаться с Галкиным Сходил за грибочками: необычная находка в лесу Сходил за грибочками: необычная находка в лесу Хакеры поделились украденными фото голой Рианны Хакеры поделились украденными фото голой Рианны Настоящий генерал швейных войск — суровый таджикский дембель Настоящий генерал швейных войск — суровый таджикский дембель Кирилл Терехин «Руки базуки» по всей вероятности доигрался Кирилл Терехин «Руки базуки» по всей вероятности доигрался С гранатой шутки плохи (жесть) С гранатой шутки плохи (жесть) Анастасия Заворотнюк: как всё легко просрать Анастасия Заворотнюк: как всё легко просрать Анекдоты и прикольные картинки (66 фото) Анекдоты и прикольные картинки (66 фото) Перестрелка в «Москва-Сити» произошла на банкете с участием звезд эстрады Перестрелка в «Москва-Сити» произошла на банкете с участием звезд эстрады Что срывается под псевдонимами звезд отечественного шоу-бизнеса Что срывается под псевдонимами звезд отечественного шоу-бизнеса Это стоит прочесть! Очень сильно! Это стоит прочесть! Очень сильно! «Засинтоленный» Кирилл Терешин стал еще краше «Засинтоленный» Кирилл Терешин стал еще краше Кирилл Терешин из Пятигорска потерял «руки-базуки» Кирилл Терешин из Пятигорска потерял «руки-базуки» Смешные картинки для поднятия настроения (39 фото) Смешные картинки для поднятия настроения (39 фото) Сказ о том, как Кирилла Терешина из спорт-зала выгоняли Сказ о том, как Кирилла Терешина из спорт-зала выгоняли Интересные и редкие ретро-фотографии (44 фото) Интересные и редкие ретро-фотографии (44 фото) Путешествие в прошлое с уникальными архивными фотографиями (86 фото) Путешествие в прошлое с уникальными архивными фотографиями (86 фото) Ярославцы собрали деньги на дом ветерану: на стройку явилась полиция Ярославцы собрали деньги на дом ветерану: на стройку явилась полиция «Вокзал для двоих»: как Басилашвили уважение заключенных заслужил «Вокзал для двоих»: как Басилашвили уважение заключенных заслужил Смоленские подростки : «Рейд смерти — били всех» Смоленские подростки : «Рейд смерти — били всех» Задержали за хулиганство, а через пару часов он сгорел в камере Задержали за хулиганство, а через пару часов он сгорел в камере ФСБ поймало жителя села с GPS-трекером для слежения за теленком ФСБ поймало жителя села с GPS-трекером для слежения за теленком Интересная история: Долг платежом красен… Интересная история: Долг платежом красен… Лихие поляки во время Варшавского восстания Лихие поляки во время Варшавского восстания Случаи, когда интернет объяснил загадки с фото Случаи, когда интернет объяснил загадки с фото Тонкий мужской юмор, или Мужики фигни не посоветуют Тонкий мужской юмор, или Мужики фигни не посоветуют Сделано в Китае:  откуда берутся «сувениры» в храмах Сделано в Китае: откуда берутся «сувениры» в храмах Михаил Казаков: как выглядит Полежайкин из «Папиных дочек» Михаил Казаков: как выглядит Полежайкин из «Папиных дочек» UFC: если недооценить соперника возможны большие сюрпризы UFC: если недооценить соперника возможны большие сюрпризы
Еще посты