Жигулевский мотор: от ВАЗ-2101 до наших дней

Шрифт


жигули

Это невероятно, но уже почти полвека АвтоВАЗ использует моторы, ведущие родословную от "копейки". Скоро эра "классических" двигателей подойдет к концу, а мы отследим процесс их эволюции.

Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама "классика" — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?
Последние носители двигателей первого поколения — это "родственники" Lada 4x4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от "Приоры", а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen...

Наконечник "копья"

Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем "фиатик" стал "копейкой". И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя.

жигули

По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.
Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и "приемистым". Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.

жигули

По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.
Легенда легендой, а уже следующий после "сто двадцать четвертого" Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную "Фиатом" на советской "копейке" и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других "адаптационных" мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда "Жигулей" на многие годы вперед.

жигули

Эволюция

Что бы ни говорили сейчас о вазовской "классике" (впрочем, о покойниках либо хорошо... ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века "Жигули" были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.
Самой главной его "фишкой" были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех "классических" моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) "копеечного" двигателя.

жигули

жигули

жигули

жигули

жигули

жигули

*Мощность, указанная в таблице, измерена по методу "брутто", то есть когда на двигатель, установленный на стенде, "навешаны" все вспомогательные агрегаты — генератор, водяной насос, глушитель, вентилятор. Помимо этого метода, ранее использовался метод "нетто" — замер мощности производится без вспомогательных агрегатов и измеренное таким образом значение может отличаться от "брутто" на 10-20%. Поэтому иногда имеет место расхождение, например, мощность мотора ВАЗ-2101 в некоторых источниках равняется 59 л.с., а в других 64 л.с., двигателя ВАЗ-2103 — 71 и 77 л.с. Более корректным (более реальным) следует считать первое из этих значений ("брутто"), именно такое и указано в таблице, второе же измерено по методу "нетто", по старому ГОСТу (в таблице не указано).
**Расход топлива указан по смешанному циклу, причем это усредненное значение, которое может немного отличаться в зависимости от модели автомобиля.
*** Этот и все последующие моторы рассчитаны на бензин с октановым числом не менее 91.

жигули

Битва за "конницу"

Мотор ВАЗ-2101 был действительно классным движком — возможности его совершенствования близки к бесконечности. Любому мастеру-двигателисту известно, что даже не тюнинг, а элементарная доработка при наличии растущих из правильного места рук позволяет получить с любого из описанных моторов порядка 100 л.с., абсолютно не теряя в ресурсе. Но вдумчивый тюнинг — это удел штучных экземпляров, построенных в гараже у дяди Васи, или мелкие серии "для спортсменов". А вот вазовских инженеров, делающих "народные" автомобили, реальная жизнь ставила в позу сугубо эротическую: условия массового производства, помноженные на плановую экономику...

жигули

Со временем игры с диаметром цилиндра и ходом поршня стали заходить в тупик. Стараясь собрать более мощные моторы из одного и того же скудного конструктора для "люксовых" версий и внедорожников, инженеры пришли к целому комплексу проблем, которые приходилось решать: задиры цилиндров, температурные режимы на грани фола, возросший расход топлива... Один из ярких примеров — мотор 2106: впускной тракт и диаметр клапанов "исходного материала" были явно рассчитаны на меньший рабочий объем, чем 1.6 литра (практический максимум — 1.5 литра, полученные на предыдущем, очень удачном моторе 2103), и поэтому проектного показателя мощности в 80 л.с. достичь так и не удалось.

жигули

"Классические" моторы ВАЗ сейчас

Тем не менее некоторые из "классических" двигателей АвтоВАЗа оказались весьма живучими, как, собственно, и сама "классика". Они обзавелись в конце 1990-х электронным впрыском (сначала центральным, а потом и распределенным), вписались в эконормы и продолжали ставиться на заднеприводники и "Нивы"... Рекордсменом-долгожителем, как мы знаем, оказался мотор 21214 — в 2014 году этот прямой потомок созданного в 1970 году двигателя всё еще ставится на внедорожники Lada 4x4 и Chevrolet Niva...

жигули

Но на самом деле то, что мы видим сейчас, — тупиковая ветвь эволюции, кроме которой у этих моторов ничего нет и уже не будет. А ведь могло бы быть! Об этом мало кто знает, но мы по традиции под занавес нашего рассказа подготовили для читателей одну интересную историю.

Сверхсекретный "триста двадцать первый"

В конце 1980-х годов группа вазовских инженеров-двигателистов отправилась в Димитровград, где имелся самый совершенный на тот момент моторный стенд, чтобы провести испытания в рамках техзадания на новый двигатель для АЗЛК — в СССР практиковалась такая "миграция технологий". К этому моменту был собран и испытан двигатель с заводским индексом 320 — созданный на "классическом" блоке, но с рядом прогрессивных решений, учитывающих все достоинства и недостатки исходной "итальянской идеологии". Развитием этого проекта и стал агрегат, который везли испытывать в Димитровград, — атмосферный бензиновый 8-клапанный двигатель с индексом 321, в частности, он имел блок цилиндров с оригинальной геометрией, повышенной жесткостью и температурной стойкостью. Рабочий объем — 1.8 л.

жигули

При всей своей новизне мотор отлично интегрировался в производство — затраты на адаптацию его к действующим техпроцессам были столь незначительны, что вазовцы уже мечтали оставить его себе, а не отдавать на АЗЛК... Но самое главное было в том, что на стенде двигатель завелся "с пол-оборота" и сразу же выдал проектные показатели — 92 л.с. (67 кВт) при 5 800 об/мин и 147 Нм при 3 800 об/мин. А теперь сравните эти цифры с данными из таблице. Представляете, какими бы могли быть "Жигули" и "Нивы" с таким базовым мотором? Сколько удалось бы получить при его модернизации, включавшей, кстати, и 16-клапанные варианты? Какие спортивные и гоночные версии этого двигателя можно было бы создать?

жигули

В 1988 году этот двигатель с индексом 321 прошел весь комплекс испытаний, был признан лучшим среди всех подобных проектов. Документацию передали на АЗЛК. А дальше... Мотор был воспроизведен в количестве 10 экземпляров. Часть досталась вазовским спортсменам. Один из двигателей, по слухам, угодил на ИжАвто и до сих пор используется на автомобиле "Иж" одним из руководителей завода... Говорят, что внедрению "триста двадцать первого" в серию помешали политические игры, без которых в автопроме, даже в советском (если не сказать особенно в советском) никогда не обходилось. И это лишь один из многочисленных фактов, которых в истории отечественного автомобиля предостаточно. Фактов любопытных, хотя и весьма печальных.

жигули


  1. J3eka2

    Эпохальные машины ВАЗ, люди ездили, ездят и будут ездить на классике ВАЗ!

Оставить комментарий
Лучшие посты
Артём Исхаков убил подругу, надругался над трупом и покончил с собой Артём Исхаков убил подругу, надругался над трупом и покончил с собой Lisa Sparxxx: 919 мужчин за один день! Lisa Sparxxx: 919 мужчин за один день! Версия очевидцев трагедии в школе № 127 Перми Версия очевидцев трагедии в школе № 127 Перми Парень не побоялся насмешек публики и вышел на светское мероприятие без носков Парень не побоялся насмешек публики и вышел на светское мероприятие без носков Страшные истории из реальной жизни с фотографиями Страшные истории из реальной жизни с фотографиями Как в крещенской полынье девушки купались Как в крещенской полынье девушки купались Очкарику грозит 8 лет тюрьмы за то, что дал сдачи спортсмену-«южанину» Очкарику грозит 8 лет тюрьмы за то, что дал сдачи спортсмену-«южанину» С первого взгляда Габриэллу и не отличишь от живой С первого взгляда Габриэллу и не отличишь от живой Исчезла пенсионерка, выигравшая 506 миллионов рублей Исчезла пенсионерка, выигравшая 506 миллионов рублей Как наказывают за воровство преступников в Иране Как наказывают за воровство преступников в Иране Чёёёёт не едет или подборка «жести» с СТО Чёёёёт не едет или подборка «жести» с СТО Павел Майков: Сериал «Бригада» – это преступление против России, в котором я участвовал Павел Майков: Сериал «Бригада» – это преступление против России, в котором я участвовал Жесть : Два рыбака сгорели на зимней рыбалке на льду (16+) Жесть : Два рыбака сгорели на зимней рыбалке на льду (16+) Официантка много лет обслуживала грубого клиента и… Официантка много лет обслуживала грубого клиента и… Пятничные смешные комменты из социальных сетей (45 фото) Пятничные смешные комменты из социальных сетей (45 фото) В Уфе 17 летнего неофициального сотрудника смололи в бетономешалке В Уфе 17 летнего неофициального сотрудника смололи в бетономешалке Позитив: Смешные комментарии из социальных сетей Позитив: Смешные комментарии из социальных сетей В Перми в школе устроили массовую разборку на ножах В Перми в школе устроили массовую разборку на ножах Подростки совершили нападение на школу в Улан-Удэ Подростки совершили нападение на школу в Улан-Удэ Маленькая пума ягуарунди: чирикает, ест фрукты и дружит с обезьянами Маленькая пума ягуарунди: чирикает, ест фрукты и дружит с обезьянами Кто знает, что за штука? (11 фото) Кто знает, что за штука? (11 фото) Жуткая находка в дереве — мумия в своей естественной среде Жуткая находка в дереве — мумия в своей естественной среде Предпринимателя и его семилетнего сына жестоко убили в Оренбурге Предпринимателя и его семилетнего сына жестоко убили в Оренбурге Похоже, папаша все же не уследил за дочерью Похоже, папаша все же не уследил за дочерью Утренние позитивные картинки и комменты (45 фото) Утренние позитивные картинки и комменты (45 фото) В Уганде повеселились над слипшимися любовниками В Уганде повеселились над слипшимися любовниками Решив спасти эту старушку, врач применил действительно гениальный способ Решив спасти эту старушку, врач применил действительно гениальный способ Когда «хрущёвки» были новыми Когда «хрущёвки» были новыми Повседневные вещи с необычного для нас ракурса (26 фото) Повседневные вещи с необычного для нас ракурса (26 фото) Вечерние субботние картинки и фото (42 фото) Вечерние субботние картинки и фото (42 фото)
Еще посты