Грузовая автолегенда СССР — ГАЗ-51

Шрифт


ГАЗ-51

ГАЗ-51 — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 50-70-х годов. Первые опытные образцы с индексом ГАЗ-11-51 были созданы перед Великой Отечественной войной, серийное производство развернуто с 1946 года. В 1955 году был освоен модернизированный ГАЗ-51А, производившийся до 1975 года. Биография этого автомобиля началась в 1937 году, когда Горьковскому автозаводу имени Молотова поручили разработать замену морально устаревшей полуторке. Необходимость в замене полуторки назрела уже давно. Ее органические недостатки – малая надежность рамы, подвески, передней оси, карданной передачи, рулевого механизма – не поддавались никаким исправлениям, поэтому для грузовика требовалось огромное количество запчастей. Такая ломкость была следствием маркетинговой политики Генри Форда, грузовик которого Форд АА был прототипом полуторки. Форд устанавливал на готовый автомобиль такую цену, которая едва перекрывала себестоимость. Зато на запчастях он получал в 2,5 раза бóльшую прибыль, чем на готовых автомобилях.

ГАЗ-51

Недостаточной была и грузоподъемность полуторки. Поэтому уже к концу 30-х годов партия и правительство в лице Сталина и Молотова начали подумывать об освоении в производстве нового грузовика. Опытный образец ГАЗ-51 был изготовлен весной 1941 года, успел пройти полный цикл испытаний, но внедрение его в серию задержало начало войны.
Работы над перспективным автомобилем возобновились в 1943, но опыт войны, наличие перед глазами трофейной и союзнической техники внесли в конструкцию существенные коррективы. Ведущий конструктор Просвирник радикально перекомпоновал и доработал грузовик, и от довоенного ГАЗ-51, по существу, осталось лишь название.

ГАЗ-51

Прежде всего, изменениям подверглась кабина. Если на машине 1941 года кабина была похожа на кабины тогдашних легковушек, то в 1943 году она стала похожа на уменьшенную кабину Студебекера.
Хотя такая кабина и выглядела по-спартански, по сравнению с кабиной полуторки она была верхом комфорта и эргономики. На приборной доске, в отличие от той же полуторки, в кабине которой имелся лишь примитивный спидометр, в котором вращалась не стрелка, а шкала, присутствовал полный набор приборов, имеющийся и в современных автомобилях. Имелись в салоне даже часы – прямо как в Победе. Лобовое стекло кабины было не просто лобовым, а еще и ветровым – приподнимаясь вверх, оно могло открываться, пропуская в кабину встречный ветер. Кроме того, была разработана необычная для грузовика мягкая подвеска с эффективными амортизаторами. Всё это делалось для того, чтобы шофёр чувствовал себя не ломовым извозчиком, а водителем современного транспортного средства.
Кроме кабины, изменениям подвергся и тормозной привод: вместо первоначально предусмотренных механических тормозов появился гидравлический тормозной цилиндр. Были увеличены и размеры шин, в результате чего вместо предполагавшейся двухтонной грузоподъемности, вес максимального груза достиг 2,5 тонн.

ГАЗ-51

В качестве же силового агрегата использовался знаменитый двигатель ГАЗ-11.
История этого мотора началась еще в 1928 году, когда в США был разработан шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель «Додж-Д5». Двигатель развивал довольно большую по тому времени удельную мощность 22-24 л.с./литр и был при этом фантастически надёжен. Тогда, в двадцать восьмом, в двигателе были применены такие технические новшества, как сменные биметаллические вкладыши подшипников коленчатого вала, термостат в системе охлаждения, 100%-ная фильтрация масла, вставные жароупорные седла выпускных клапанов, система вентиляции картера, автомат опережения зажигания, оксидированные поршни, плавающий маслоприемник. Двигатель был очень технологичным, и для изготовления его деталей нигде, за исключением поршней, не использовались цветные металлы.
Додж-Д5 имел цилиндры диаметром 3¼ дюйма (82,55 мм), ход поршня составлял 4 и 3/8 дюйма (111,1 мм), а его рабочий объем равнялся 3560 куб. см.

ГАЗ-51

В 1937 году главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт выехал в США для выбора прототипа нового ГАЗовского двигателя, который предполагалось поставить на модернизированную «эмку». Сравнив множество образцов, он остановил выбор именно на Д5. В Союзе двигатель переделали под метрические размеры. Диаметр цилиндра округлили до 82 мм, а ход поршня – до 110. В результате рабочий объем сократился до 3485 куб. см. Степень же сжатия, наоборот, увеличили с 5,6 до 6,5 единиц, в результате чего, мощность двигателя повысилась с 76 до 85 л.с. Именно в таком виде мотор и установили на «эмку», назвав эту модификацию ГАЗ-11-73. Такой же двигатель устанавливали и на ее полноприводной вариант ГАЗ-61
Однако на ГАЗ-51 был установлен его дефорсированный вариант, развивавший лишь 70 л.с. Степень сжатия в нем оставили американскую, чтобы вместо 66-го бензина можно было использовать 56-й.

ГАЗ-51

В мае и сентябре 1944 года построили два новых образца ГАЗ-51 с различными вариантами оформления передка, а в июне 1945 года создали ещё два окончательно отработанных предсерийных образца. 19 июня 1945 года ГАЗ-51 вместе с другими новыми советскими автомобилями был показан в Кремле Сталину и членам правительства.
Уже в конце 1945 года выпустили установочную партию в два десятка машин, а в 1946 году, еще до завершения испытаний, было выпущено 3136 серийных грузовиков.
По производительности ГАЗ-51 значительно превосходил не только полуторку, но даже и ЗиС-5, расходуя при этом топлива на 28% меньше, чем полуторка и на 36% меньше, чем ЗиС-5.
В 1955 году автомобиль подвергся модернизации, после которой получил индекс ГАЗ-51А, дисковый стояночный тормоз, а год спустя стал длиннее и выше кузов, имевший теперь три откидных борта.

За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространённым автомобилем в Стране Советов. В 1958 годовой выпуск ГАЗ-51 достиг апогея – 173 тысячи штук, но в том же году появился ГАЗ-52 , и выпуск Газона стал сокращаться. Последний ГАЗ-51А сошел с конвейера 2 апреля 1975 года и был отправлен в заводской музей. Общий тираж Газонов составил 3 481 033 единицы. По советской лицензии ГАЗ-51 выпускался в Польше, а в Северной Корее он, говорят, выпускается до сих пор.
Кроме того, шасси грузовика ГАЗ-51 было использовано для создания автобусов КАвЗ-651 и ПАЗ-652.

ГАЗ-51 до войны предполагалось выпускать вот таким.

ГАЗ-51

Мебельные фургоны Т-246 на шасси ГАЗ-51А строились с 1959 по 1972 годы опытными заводами Главмосавтотранса

ГАЗ-51

ГАЗ-51Н, захваченный американцами в Корее и превращённый ими в автодрезину.

ГАЗ-51

ГАЗ-51 широко использовался в Советской Армии: специально для перевозки солдат была создана модификация ГАЗ-51Н, с решетчатым кузовом с сиденьями вдоль бортов и дополнительным 105-литровым топливным баком. Крыша кабины у этой модификации зачастую была брезентовой.

ГАЗ-51

ГАЗ-51П — седельный тягач, серийное производство 1956—1975.

ГАЗ-51

ГЗА-651, ПАЗ-651, ПАЗ-651А, КАвЗ-651А — капотный автобус малого класса с трёхдверным дерево-металлическим кузовом на 19 сидячих мест (со стоячими 23 места) на шасси ГАЗ-51 (51А), выпускался на Горьковском заводе автобусов (ГЗА) в 1949, на Павловском автобусном заводе (ПАЗ) в 1950—1958, на Курганском автобусном заводе КАвЗ в 1958—1973. У ПАЗ-651А и КАвЗ-651А кузова были уже цельнометаллическими. Автобусы на шасси ГАЗ-51 (типа ПАЗ-651) выпускались на авторемонтных заводах в Борисове, Тарту, Тосно, Киеве, Каунасе и др. городах. В Сочи, начиная с 1955 года, на шасси ГАЗ-51А было построено около сотни экскурсионных автобусов с открытым кузовом. В Борисове (БАРЗ) и Риге (РАФ) на удлиненном шасси ГАЗ-51 были освоены первые отечественные автобусы малого класса вагонной компоновки. Автобусы БАРЗ выпускали в 1953—1957, а РАФ-251 на 22 сидячих места (общая вместимость 29 чел.) в 1955—1960

ГАЗ-51

ГАЗ-51

ГАЗ-51

ГЗА-653, ПАЗ-653 — санитарный автомобиль для перевозки в специальном кузове 4-х больных на носилках или 13 сидячих (плюс санитар в кабине), выпускался на Горьковском заводе автобусов (ГЗА) в 1947—1949, на Павловском автобусном заводе (ПАЗ) в 1950—1956.

ГАЗ-51

ГАЗ-51

ГАЗ-51 с деревянной кабиной

ГАЗ-51

ГАЗ-93 – самосвал, созданный на базе ГАЗ-51

ГАЗ-51

ГАЗ-51

ГАЗ-51


  1. ludmila

    Боже, как давно это было!!!! И в то же время кажется совсем недавно!!!! Именно на такой машине работал мой отец. Именно эту машину училась водить и я и на ней же сдавала на свои первые права!!!! Именно на такой машине работала после окончания средней школы, когда не поступила в университет. Эту машину я знаю до каждого винтика!!!! Нас в то время не просто учили водить. Учили и ремонтировать автомобиль.!!!! Это было счастливое время моей молодости и не малое место в нем занимает ГАЗик 51. Спасибо за статью!!!!

  2. Сергей Крымов

    Вспомнил и я легендарного и неприхотливого трудягу ГАЗика. Незаменимый помощник на производстве, в армии, и на колхозном поле.

  3. Vladimir Krupin

    Все бы хорошо только вот двигателя двигатель «Додж-Д5» не существует так как компанию в 1928 году купила Chrysler Corporation и ликвидировала моторное подразделение Dodge. А на додже стоит крайслеровский I6 218 разработанный в 1930 для Chrysler CM Six
    «Степень же сжатия, наоборот, увеличили с 5,6 до 6,5 единиц, в результате чего, мощность двигателя повысилась с 76 до 85 л.с.» — да, что то вот только у исходного движка степень сжатия как раз 6.5 и 86 лошадей — наверное все таки снизили применив чугунную голову в место алюминиевой — так как высокооктанового бензина и алюминия самолетам не хватает.

Оставить комментарий
Лучшие посты
Осколки истории : Интересные и редкие ретро-фотографии (96 фото) Осколки истории : Интересные и редкие ретро-фотографии (96 фото) Не детские фото с последнего звонка в Ростове Не детские фото с последнего звонка в Ростове Позитив: Прикольные картинки и комменты (71 фото) Позитив: Прикольные картинки и комменты (71 фото) О чем говорят женщины на форумах и пабликах (7 скринов) О чем говорят женщины на форумах и пабликах (7 скринов) Boobpack — новый тренд из Японии Boobpack — новый тренд из Японии Российской фанаткой-красавицей оказалась звезда особых фильмов Наташа Немчинова Российской фанаткой-красавицей оказалась звезда особых фильмов Наташа Немчинова Осколки истории : Интересные и редкие ретро-фотографии (63 фото) Осколки истории : Интересные и редкие ретро-фотографии (63 фото) 24 раза, когда попросила слегка не того чуть-чуть отфотошопить 24 раза, когда попросила слегка не того чуть-чуть отфотошопить Подборочка картинок (60 фото) Подборочка картинок (60 фото) 22 необычные находки в самых необычных местах 22 необычные находки в самых необычных местах Прикольные картинки, комменты и фото 29.05.18 (44 фото) Прикольные картинки, комменты и фото 29.05.18 (44 фото) Веселые комментарии из социальных сетей (59 фото) Веселые комментарии из социальных сетей (59 фото) Демотиваторы 01.06.18 (29 фото) Демотиваторы 01.06.18 (29 фото) Картинки с подписями: Жизнь как она есть (Часть 2 -26 фото) Картинки с подписями: Жизнь как она есть (Часть 2 -26 фото) Новые законы для россиян с 1 июня 2018 года Новые законы для россиян с 1 июня 2018 года Позитивные комментарии и высказывания из социальных сетей 01.06.18 (50 фото) Позитивные комментарии и высказывания из социальных сетей 01.06.18 (50 фото) Актер Джет Ли изменился до неузнаваемости из-за болезней Актер Джет Ли изменился до неузнаваемости из-за болезней Позитивные фото и забавные картинки (52 фото) Позитивные фото и забавные картинки (52 фото) «Ждуля» Любочка все же дождалась… «Ждуля» Любочка все же дождалась… СССР: вещи и явления, которые школоте не понять (48 фото) СССР: вещи и явления, которые школоте не понять (48 фото) Чем заняться родителям в декрете=) (10 фото) Чем заняться родителям в декрете=) (10 фото) Понедельничные картинки с подписями (36 фото) Понедельничные картинки с подписями (36 фото) Подборочка интересных и веселых картинок (68 фото) Подборочка интересных и веселых картинок (68 фото) 35 необычайно захватывающих и неповторимых фото 35 необычайно захватывающих и неповторимых фото Прикольные картинки и забавные фото (31 фото) Прикольные картинки и забавные фото (31 фото) Картинки с подписями: Жизнь как она есть (Часть 4 -15 фото) Картинки с подписями: Жизнь как она есть (Часть 4 -15 фото) 25 жутко-необычных лотов, найденных на барахолках от которых явно не по себе 25 жутко-необычных лотов, найденных на барахолках от которых явно не по себе С Пятницей всех =) С Пятницей всех =) История одного жителя: К чему привела оптимизация РЖД История одного жителя: К чему привела оптимизация РЖД Сделать крутой снимок и не упустить шанс (22 фото) Сделать крутой снимок и не упустить шанс (22 фото)
Еще посты