Старая Москва 80-х… Каждому есть что вспомнить

Шрифт


Москва

«Искусство вести рассказ при помощи фотографий, без сомнения, дается непросто. Уверен, для этого недостаточно знать законы и правила творческой фотографии и уметь их грамотно применять. Надо понимать жизнь. И любить мир и людей, тебя окружающих.»

Этим карточкам около 30 лет. Как и чем все снималось, рассказывается ниже. В те времена не было ни Инстаграма, ни Интернета. Но было то, что практически исчезло. Центр Москвы в пределах Садового кольца являлся живым городом, которые населяли простые москвичи. Ныне та же территория — город суперживой, и населяют его непростые супермосквичи. Собственно, в этом все отличия.

Москва

При просмотре на свежую голову представил, что де кто-то слетал на машине времени в прошлое с гаджетом и невидимый нафоткал тогдашнюю тихую дворовую жизнь. По крайней мере, для меня в этих картинках сокрыто нечто мистическое.

Москва

Хочу поделиться личным околонаучным опытом, на мой взгляд несколько приоткрывающим завесу над загадкой фотографии (как вида деятельности). Мне кажется, эмпирическим путем я приблизился к пониманию сущности фотографии. Возможно, при этом я отдалился от чего-то более значимого, тем не менее открытие, которое я сделал (как минимум для себя), считаю значимым. Сущность открытия: чем меньше автор подвергает фотографическое изображение какой либо трансформации, тем ценность фотографии выше.

Москва

Я совсем еще нестарый человек, тем не менее с ужасом для себя обнаружил, что пора уже подводить хотя бы какие-то итоги. То есть, пора начинать копаться в архивах... В первый день отпуска копнул - и нарыл коробку со старыми негативами, некоторые из которых уже и желтеть начали. (Черт возьми - надо было лучше промывать).

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Ничего случайного в мире не бывает, и я не могу начать рассказ словами: "случайно мне попалась коробка с негативами ..." Это неправда. Если данная коробка пережила несколько переездов, два потопа и пожар, значит, я ее ценил, оберегал и спасал. Я давненько подумывал эти негативы 6х6 отсканировать и рассмотреть изображения внимательней. Но не было технической возможности, ибо мой пленочный сканер предназначен для 35 мм пленки, да и не пользуюсь я им лет шесть, он на антресоли пылится. Только теперь допетрил: их можно просто переснять цифровиком на просмотровом столике! Результат - шок ...

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Что собой представляет отснятый материал. В 80-е годы прошлого века я работал в одном НИИ и был весьма далек от журналистики.У меня было хобби: фотография. Имелся фотоаппарат "Любитель", и в выходные я просто гулял по окрестным дворам - и при помощи оного "Любителя" производил съемку, как правило - скрытой камерой. Шахтное устройство видоискателя фотоаппарата (как говорят, содранного с "Роллефлекса") тому способствовало.Удовольствие снимать 6х6 было недешевым, ведь пленка на 12 кадров стоила 65 копеек, 1/200 зарплаты советского инженера.Одна пленка в переводе на нынешнее бабло стала приблизительно как теперь карточка памяти SD "весом" в несколько "гиг". . Похоже, моя тогдашняя страсть к. фотографированию заставляла отказываться от более традиционных радостей Жизни.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Если говорить современным языком, я работал над проектом, который условно можно назвать: "Московские дворики". Это мой "корневой" мир, ибо я родился в старой Москве (именно родился - в ​​роддоме имени Клары Цеткин, что на Таганке) и вырос в московской коммуналке, в доме на углу улицы Грибоедова и переулка Стопани (теперь это - Малый Харитоньевский переулок и переулок Огородной слободы). Глядя на приложенные фотографии уважаемый зритель подумает: надо же, сколько уродства нашел автор! Конечно, эти старые грязные дома так отличаются от современных квартир и домов, построенных по евростандартам, с использованием новейших материалов, с каминами и стеклянными лестницами, приобретёнными на www.glassproff.ru. Парирую: старая Москва была именно такой! Я просто выходил в субботу утром из своего подъезда и начинал "променад" по окрестным дворам ... Мой сегодняшний "шок" состоит в том, что я об этом почти забыл, избалованный тишайшими таджиками, вылизывающими московские улицы и дворы.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Великий ненавистник России Астольф де Кюстин заметил, что Россия - страна фасадов. В полной мере это утверждение подходит для Москвы 80-х, города, который, помнится мне, превращался в "образцовый коммунистический". Фотографии эстетика умирания слишком даже близка, нигде как в фотографии с такой ясностью не проявляется фрейдистское стремление к Эросу и Танатосу в равной мере. Созерцая свои старинные карточки, я понял наконец, почему я такой урод. Шучу, конечно, но некоторое нравственное помешательство во мне все же есть ... Ну, нельзя стать нормальным, адекватным человеком, произрастая в эдакой визуальной среде! Сейчас модно говорить о видеоэкологии, так вот если судить с точки зрения этой науки, глядя на гниющий город, я размножал "гнильцу" внутри себя. Как, впрочем, и прочие обитатели старой Москвы.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Да, город был страшненький. Молодой москвич, обозрев данный видеоряд, подумает, что автор специально выискивал все, что похреновее. Это не так - "зафасадная" Москва отражена мною вполне адекватно! Да, город был, мягко говоря, запущенным ... Но он был живой! В пределах Садового кольца жили до полумиллиона человек. Да, совковый менталитет не благоприятствовал стремлению к порядку и чистоте. Но как-то, что ли было душевно жить в старой Москве ... По крайней мере, в "зачуханном" центре было интереснее, нежели среди стандартных коробок спальных районов. Убожество старой Москвы было ... разнообразным и прелестным как запущенная барская усадьба. И знаете, на чем "глаз отдыхает": почти нет автомобилей! Если они и есть, то старенькие, убогие.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Итак, Москва 80-х ... Конечно Москва (в особенности старая) с той поры изменилась. Однако замечу: сфера моего журналистского интереса - русская провинция. Говоря профессиональным языком, я "сижу на этой теме". В большинство наших городов то самое состояние, в котором был центр Москвы в 80-х, сохраняется и поныне. Иногда я ловлю себя на мысли: может быть, моя любовь к российской глубинке основана на подсознательном стремлении вернуться в МОЮ Москву?

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

А теперь о главном. Работая над своей съемкой 30-летней давности, я был обуреваем особым чувством: будто я сел в некую машину времени - и слетал в 80-е годы прошлого века! Да, я тоже поменялся, 30 лет назад в старой Москве жил совсем другой человек, склонный к саморефлексии юноша, искренне любящий фотографию. Соглашусь, что он не умел хорошо снимать. Но он обладал несомненным качеством: умел оставаться незаметным.Сей мальчик мог полностью раствориться в бытии, подарить зрителю фотографии уникальную возможность и особенный кайф: созерцать мир ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ, не подвергнутый авторской интерпретации, напрямую.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Здесь вырисовывается главная, природная особенность фотографии: она плюет на временные условности, вообще на все плюет. И прежде всего - на авторские изыски. Как хорошо, что я не использовал т.н. "Фотографические эффекты" (хотя увлекался изогелией и соляризаций)! Любое тогдашнее насилие над оригинальным изображением (и, кстати, постановочную съемку) я бы сегодня воспринял как извращение. Хочется воскликнуть: "Как мало искусства и как много естества!" Уже тогда я подловил главную добродетель фотографии, делающую фотографическую деятельность отличимой от других видов деятельности (в том числе и художественной): ее "надчеловечность". Человек, взявший в руки фотоаппарат и думающий, что занимается "художественной" фотографией, на самом деле пытается побороть природную особенность фотографии. А ведь супротив природы не попрешь! Если фотографическое произведение в большей мере занимается репрезентацией внутреннего мира снимающего, нежели отражает физическую реальность, она становится художественным произведением. И одновременно обесценивается для будущего, которое, как говаривал поэт, "не втянешь в спор и не заластишь".

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Я себе благодарен так же за то, что в некоторых случаях поймал удачный момент. С ракурсом плоховато - все снято "с пупа", на уровне пуза (особенность камеры с шахтным видоискателем). И все же я склонен думать, что мною достигнут некий "художественный эффект". Во всей съемке чувствуется какое-то напряжение, предчувствие ... Такое, знаете, состояние - будто скоро грянет ливень с грозой. Обманчивый покой ...

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Сейчас, с "высоты" своего более-менее образования я могу сказать: автор использовал архетипы. Мотив подворотни как "тоннеля в иной мир" - ведущий. Одновременно подворотня - своеобразная сцена, экран, паспарту и, простите, удобная позиция для соглядатайства. Другой архетепичный мотив - птицы, замкнутые в городских стенах. Значит, происходил отбор материала, что уже говорит о попытках художественного осмысления.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Не мне судить об эстетической ценности серии "Московские дворики". Однако отмечу факт: за 30 лет выросла ценность данных фотографий как ДОКУМЕНТА. Перед нами престает во всей своей наготе (ну, не красе же! ..) Ушедшая Москва. Вот, говорят с придыханием: "Старый ленинградец ..." В моей Москве жили "старые москвичи", которые несли особенный характер Москвы купеческой, которая в XIX веке являлась столицей русской провинции, городом, в котором "так много для сердца русского сплелось ..."

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Ныне я живу в обычном московском спальном районе. Если бываю в местах своего детства, каких-то ностальгических чувств не испытываю. Моей Москвы нет, она ушла в небытие. Вроде бы те же дома, те же подворотни (большинство, правда, закрыты воротами с кодовыми замками, в том числе и мой "родной" двор), даже Дворец пионеров имени Крупской (бывший особняк купца Рябушинского) остался, а рядом красуется памятник юному Ильичу (или уже сняли? ..)! В переулке Огородной слободы за 30 лет сломали всего-то три дома, остальные стоят, как стояли. И все равно все какое-то чужое, ненастоящее.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Но частичка той, моей Москвы сохранилась в негативах 6х6... Я вглядываюсь в эту съемку и будто бы на машине времени переношусь туда, в милый моему сердцу город...

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

 


  1. Petr

    Фотография покажет окружающее нас неизменённым. Картины художников — это не копия изображения, это свой взгляд вокруг, а фото — это более независимо. И этим оно важно! Это искусство показывать настоящее, а это не проще рисования.
    Смотришь — и погружаешься в старое время, от которого мы сейчас так отошли. Таких мест уже, наверное, совсем нет. Интересно как они выглядят сейчас.

  2. Владимир

    Кроме несомненной художественной, эти фотографии обладают еще и исторической ценностью, к сожалению не много осталось от той Москвы, какую мы пока помним.

  3. suzane1

    Потрясающие фотографии. Но странно, вот вроде на этих фотографиях там грязные и убогие дворы, в которых играют дети-жители этих каменных джунглей.. Сейчас город стал чище, а вместе с тем есть ощущение,будто что-то важное утеряно…

  4. Nina Ditton

    Большое спасибо за такие чудесные фото! Мы с Вами почти соседи! Я родилась и выросла в Кривоколенном переулке. ДП на Стопани сейчас выглядит еще более брошенным, униженным. Надо очень любить Москву, она должна быть абсолютно родной, чтобы сделать такие фото. Они откровенны, без прикрас. И какие прекрасные комментарии! Я согласна с вами, господа.

  5. alekseyberg

    С большим волнением посмотрел Вашу публикацию и прочел комментарии к ней. Мы с Вами были соседи. Я родился и до девяти лет жил у бабушки на углу Стопани и Грибоедова в доме 6/11, а потом, уже переехав к родителям, проводил у нее все каникулы и регулярно навещал ее там, в плоть до 1984 года, пока дом не отдали под кассы РЖД, а жильцов не расселили кого куда.

    Показалось, что на одном из Ваших фото узнал себя в мальчике лет десяти, даже показалось, что свитер вспомнил, но нет, конечно, ошибся, снимки делались в восьмидесятые, а я тогда уже был студентом.
    Внимательно всматривался в каждую фотографию в надежде увидеть свой двор или кого-то из соседей, но, к сожалению, таких снимков не нашел. Показались знакомыми только два больших валуна возле арки дома, думаю, призванных препятствовать проезду автомобилей и пара домов на Мясницкой, тогда Кировской. Но в целом, картинка до боли знакомая, будто действительно совершил вместе с Вами путешествие на машине времени в свое детство, хотя в 60-70ые годы, на которые оно пришлось, город, как мне казалось, был как-то ухоженнее, а я без сопровождения взрослых, тогда это было возможно, объездил на велосипеде, сначала трехколесном, потом “Школьнике” и “Орленке” все окрестные дворы и переулки, облазил все подвалы и чердаки, куда только мог добраться.
    Сейчас, оказавшись где-нибудь поблизости, всегда стараюсь зайти во двор своего детства.

    На месте нашего окна, мы жили на первом этаже, теперь дверь в офис РЖД, когда я к ней приближаюсь, из нее всякий раз выходит охранник и просит покинуть территорию, потому что “не положено”. На мои попытки объяснить, что я когда-то жил здесь, он отрезает “здесь никто не живет!” От этой сцены мне становится нестерпимо грустно, и я думаю, что больше никогда не вернусь сюда, но через какое-то время, оказавшись рядом, сам не замечаю, как ноги вновь приносят меня во двор моего детства…
    Большое Вам спасибо за потрясающие фото и замечательный текст!

Оставить комментарий
Лучшие посты
Великий праздник 9 Мая, или полное глумление над нашей историей Великий праздник 9 Мая, или полное глумление над нашей историей 57 забавных картинок и веселых комментов для поднятия настроения 57 забавных картинок и веселых комментов для поднятия настроения Колоритная парочка — только ленивый не смеялся над ними Колоритная парочка — только ленивый не смеялся над ними 30 примеров несусветной дичи, которую кто-то же покупает 30 примеров несусветной дичи, которую кто-то же покупает Подборка веселых картинок и забавных комментов (35 фото) Подборка веселых картинок и забавных комментов (35 фото) Реакция жен на приговор по делу Кокорина и Мамаева Реакция жен на приговор по делу Кокорина и Мамаева Моа: новозеландский тракторист сделал сенсационную находку у реки Моа: новозеландский тракторист сделал сенсационную находку у реки Средний палец и английский лук: история одного жеста Средний палец и английский лук: история одного жеста Элизабет Пэрриш — первый генно-модифицированный человек Элизабет Пэрриш — первый генно-модифицированный человек 56 забавные картинки и комментарии для хорошего настроения 56 забавные картинки и комментарии для хорошего настроения 57 забавных картинок и прикольных комментариев 57 забавных картинок и прикольных комментариев 25 фото, демонстрирующих все безумие нашего мира 25 фото, демонстрирующих все безумие нашего мира Подборка забавных картинок и прикольных комментариев (51 фото) Подборка забавных картинок и прикольных комментариев (51 фото) Томас Меррилин — путешественник во времени и его коллекция Томас Меррилин — путешественник во времени и его коллекция Многодетная мать: Два доллара на пулю = мяса на 600 баксов Многодетная мать: Два доллара на пулю = мяса на 600 баксов Наказание любителей нестандартной парковки во Владивостоке Наказание любителей нестандартной парковки во Владивостоке Забавные картинки, демотиваторы и веселые комменты из соцсетей Забавные картинки, демотиваторы и веселые комменты из соцсетей 85 забавных фото, картинок и комментариев для хорошего настроения 85 забавных фото, картинок и комментариев для хорошего настроения Захоронение сарматских вождей найдено в деревне Никольское Захоронение сарматских вождей найдено в деревне Никольское Хорошо в деревне летом, да и зимой вроде тоже ничего Хорошо в деревне летом, да и зимой вроде тоже ничего Осколки истории : 73 интересных и редких фотографий Осколки истории : 73 интересных и редких фотографий Как Айзек Азимов 35 лет назад описал 2019 год Как Айзек Азимов 35 лет назад описал 2019 год Остров Палмерстон: особенный остров с необычным населением Остров Палмерстон: особенный остров с необычным населением Водитель Лексуса запер людей в подъезде на 9 мая Водитель Лексуса запер людей в подъезде на 9 мая 24 примера, когда хороший сервис цениться выше услуги 24 примера, когда хороший сервис цениться выше услуги Сделал тест ДНК и доказал, что аристократического происхождения Сделал тест ДНК и доказал, что аристократического происхождения Лысеющий полный японец, который в корне изменил свою жизнь Лысеющий полный японец, который в корне изменил свою жизнь Казань: река Волга сильно обмелела, обнажив древнюю мостовую Казань: река Волга сильно обмелела, обнажив древнюю мостовую 40 лет назад девушка потеряла кошелек и теперь ее ищет полиция 40 лет назад девушка потеряла кошелек и теперь ее ищет полиция Кто они — любимые жены российских знаменитостей Кто они — любимые жены российских знаменитостей
Еще посты