Старая Москва 80-х… Каждому есть что вспомнить

Шрифт


Москва

«Искусство вести рассказ при помощи фотографий, без сомнения, дается непросто. Уверен, для этого недостаточно знать законы и правила творческой фотографии и уметь их грамотно применять. Надо понимать жизнь. И любить мир и людей, тебя окружающих.»

Этим карточкам около 30 лет. Как и чем все снималось, рассказывается ниже. В те времена не было ни Инстаграма, ни Интернета. Но было то, что практически исчезло. Центр Москвы в пределах Садового кольца являлся живым городом, которые населяли простые москвичи. Ныне та же территория — город суперживой, и населяют его непростые супермосквичи. Собственно, в этом все отличия.

Москва

При просмотре на свежую голову представил, что де кто-то слетал на машине времени в прошлое с гаджетом и невидимый нафоткал тогдашнюю тихую дворовую жизнь. По крайней мере, для меня в этих картинках сокрыто нечто мистическое.

Москва

Хочу поделиться личным околонаучным опытом, на мой взгляд несколько приоткрывающим завесу над загадкой фотографии (как вида деятельности). Мне кажется, эмпирическим путем я приблизился к пониманию сущности фотографии. Возможно, при этом я отдалился от чего-то более значимого, тем не менее открытие, которое я сделал (как минимум для себя), считаю значимым. Сущность открытия: чем меньше автор подвергает фотографическое изображение какой либо трансформации, тем ценность фотографии выше.

Москва

Я совсем еще нестарый человек, тем не менее с ужасом для себя обнаружил, что пора уже подводить хотя бы какие-то итоги. То есть, пора начинать копаться в архивах... В первый день отпуска копнул - и нарыл коробку со старыми негативами, некоторые из которых уже и желтеть начали. (Черт возьми - надо было лучше промывать).

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Ничего случайного в мире не бывает, и я не могу начать рассказ словами: "случайно мне попалась коробка с негативами ..." Это неправда. Если данная коробка пережила несколько переездов, два потопа и пожар, значит, я ее ценил, оберегал и спасал. Я давненько подумывал эти негативы 6х6 отсканировать и рассмотреть изображения внимательней. Но не было технической возможности, ибо мой пленочный сканер предназначен для 35 мм пленки, да и не пользуюсь я им лет шесть, он на антресоли пылится. Только теперь допетрил: их можно просто переснять цифровиком на просмотровом столике! Результат - шок ...

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Что собой представляет отснятый материал. В 80-е годы прошлого века я работал в одном НИИ и был весьма далек от журналистики.У меня было хобби: фотография. Имелся фотоаппарат "Любитель", и в выходные я просто гулял по окрестным дворам - и при помощи оного "Любителя" производил съемку, как правило - скрытой камерой. Шахтное устройство видоискателя фотоаппарата (как говорят, содранного с "Роллефлекса") тому способствовало.Удовольствие снимать 6х6 было недешевым, ведь пленка на 12 кадров стоила 65 копеек, 1/200 зарплаты советского инженера.Одна пленка в переводе на нынешнее бабло стала приблизительно как теперь карточка памяти SD "весом" в несколько "гиг". . Похоже, моя тогдашняя страсть к. фотографированию заставляла отказываться от более традиционных радостей Жизни.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Если говорить современным языком, я работал над проектом, который условно можно назвать: "Московские дворики". Это мой "корневой" мир, ибо я родился в старой Москве (именно родился - в ​​роддоме имени Клары Цеткин, что на Таганке) и вырос в московской коммуналке, в доме на углу улицы Грибоедова и переулка Стопани (теперь это - Малый Харитоньевский переулок и переулок Огородной слободы). Глядя на приложенные фотографии уважаемый зритель подумает: надо же, сколько уродства нашел автор! Конечно, эти старые грязные дома так отличаются от современных квартир и домов, построенных по евростандартам, с использованием новейших материалов, с каминами и стеклянными лестницами, приобретёнными на www.glassproff.ru. Парирую: старая Москва была именно такой! Я просто выходил в субботу утром из своего подъезда и начинал "променад" по окрестным дворам ... Мой сегодняшний "шок" состоит в том, что я об этом почти забыл, избалованный тишайшими таджиками, вылизывающими московские улицы и дворы.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Великий ненавистник России Астольф де Кюстин заметил, что Россия - страна фасадов. В полной мере это утверждение подходит для Москвы 80-х, города, который, помнится мне, превращался в "образцовый коммунистический". Фотографии эстетика умирания слишком даже близка, нигде как в фотографии с такой ясностью не проявляется фрейдистское стремление к Эросу и Танатосу в равной мере. Созерцая свои старинные карточки, я понял наконец, почему я такой урод. Шучу, конечно, но некоторое нравственное помешательство во мне все же есть ... Ну, нельзя стать нормальным, адекватным человеком, произрастая в эдакой визуальной среде! Сейчас модно говорить о видеоэкологии, так вот если судить с точки зрения этой науки, глядя на гниющий город, я размножал "гнильцу" внутри себя. Как, впрочем, и прочие обитатели старой Москвы.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Да, город был страшненький. Молодой москвич, обозрев данный видеоряд, подумает, что автор специально выискивал все, что похреновее. Это не так - "зафасадная" Москва отражена мною вполне адекватно! Да, город был, мягко говоря, запущенным ... Но он был живой! В пределах Садового кольца жили до полумиллиона человек. Да, совковый менталитет не благоприятствовал стремлению к порядку и чистоте. Но как-то, что ли было душевно жить в старой Москве ... По крайней мере, в "зачуханном" центре было интереснее, нежели среди стандартных коробок спальных районов. Убожество старой Москвы было ... разнообразным и прелестным как запущенная барская усадьба. И знаете, на чем "глаз отдыхает": почти нет автомобилей! Если они и есть, то старенькие, убогие.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Итак, Москва 80-х ... Конечно Москва (в особенности старая) с той поры изменилась. Однако замечу: сфера моего журналистского интереса - русская провинция. Говоря профессиональным языком, я "сижу на этой теме". В большинство наших городов то самое состояние, в котором был центр Москвы в 80-х, сохраняется и поныне. Иногда я ловлю себя на мысли: может быть, моя любовь к российской глубинке основана на подсознательном стремлении вернуться в МОЮ Москву?

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

А теперь о главном. Работая над своей съемкой 30-летней давности, я был обуреваем особым чувством: будто я сел в некую машину времени - и слетал в 80-е годы прошлого века! Да, я тоже поменялся, 30 лет назад в старой Москве жил совсем другой человек, склонный к саморефлексии юноша, искренне любящий фотографию. Соглашусь, что он не умел хорошо снимать. Но он обладал несомненным качеством: умел оставаться незаметным.Сей мальчик мог полностью раствориться в бытии, подарить зрителю фотографии уникальную возможность и особенный кайф: созерцать мир ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ, не подвергнутый авторской интерпретации, напрямую.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Здесь вырисовывается главная, природная особенность фотографии: она плюет на временные условности, вообще на все плюет. И прежде всего - на авторские изыски. Как хорошо, что я не использовал т.н. "Фотографические эффекты" (хотя увлекался изогелией и соляризаций)! Любое тогдашнее насилие над оригинальным изображением (и, кстати, постановочную съемку) я бы сегодня воспринял как извращение. Хочется воскликнуть: "Как мало искусства и как много естества!" Уже тогда я подловил главную добродетель фотографии, делающую фотографическую деятельность отличимой от других видов деятельности (в том числе и художественной): ее "надчеловечность". Человек, взявший в руки фотоаппарат и думающий, что занимается "художественной" фотографией, на самом деле пытается побороть природную особенность фотографии. А ведь супротив природы не попрешь! Если фотографическое произведение в большей мере занимается репрезентацией внутреннего мира снимающего, нежели отражает физическую реальность, она становится художественным произведением. И одновременно обесценивается для будущего, которое, как говаривал поэт, "не втянешь в спор и не заластишь".

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Я себе благодарен так же за то, что в некоторых случаях поймал удачный момент. С ракурсом плоховато - все снято "с пупа", на уровне пуза (особенность камеры с шахтным видоискателем). И все же я склонен думать, что мною достигнут некий "художественный эффект". Во всей съемке чувствуется какое-то напряжение, предчувствие ... Такое, знаете, состояние - будто скоро грянет ливень с грозой. Обманчивый покой ...

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Сейчас, с "высоты" своего более-менее образования я могу сказать: автор использовал архетипы. Мотив подворотни как "тоннеля в иной мир" - ведущий. Одновременно подворотня - своеобразная сцена, экран, паспарту и, простите, удобная позиция для соглядатайства. Другой архетепичный мотив - птицы, замкнутые в городских стенах. Значит, происходил отбор материала, что уже говорит о попытках художественного осмысления.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Не мне судить об эстетической ценности серии "Московские дворики". Однако отмечу факт: за 30 лет выросла ценность данных фотографий как ДОКУМЕНТА. Перед нами престает во всей своей наготе (ну, не красе же! ..) Ушедшая Москва. Вот, говорят с придыханием: "Старый ленинградец ..." В моей Москве жили "старые москвичи", которые несли особенный характер Москвы купеческой, которая в XIX веке являлась столицей русской провинции, городом, в котором "так много для сердца русского сплелось ..."

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Ныне я живу в обычном московском спальном районе. Если бываю в местах своего детства, каких-то ностальгических чувств не испытываю. Моей Москвы нет, она ушла в небытие. Вроде бы те же дома, те же подворотни (большинство, правда, закрыты воротами с кодовыми замками, в том числе и мой "родной" двор), даже Дворец пионеров имени Крупской (бывший особняк купца Рябушинского) остался, а рядом красуется памятник юному Ильичу (или уже сняли? ..)! В переулке Огородной слободы за 30 лет сломали всего-то три дома, остальные стоят, как стояли. И все равно все какое-то чужое, ненастоящее.

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Но частичка той, моей Москвы сохранилась в негативах 6х6... Я вглядываюсь в эту съемку и будто бы на машине времени переношусь туда, в милый моему сердцу город...

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

Москва

 


  1. Petr

    Фотография покажет окружающее нас неизменённым. Картины художников — это не копия изображения, это свой взгляд вокруг, а фото — это более независимо. И этим оно важно! Это искусство показывать настоящее, а это не проще рисования.
    Смотришь — и погружаешься в старое время, от которого мы сейчас так отошли. Таких мест уже, наверное, совсем нет. Интересно как они выглядят сейчас.

  2. Владимир

    Кроме несомненной художественной, эти фотографии обладают еще и исторической ценностью, к сожалению не много осталось от той Москвы, какую мы пока помним.

  3. suzane1

    Потрясающие фотографии. Но странно, вот вроде на этих фотографиях там грязные и убогие дворы, в которых играют дети-жители этих каменных джунглей.. Сейчас город стал чище, а вместе с тем есть ощущение,будто что-то важное утеряно…

  4. Nina Ditton

    Большое спасибо за такие чудесные фото! Мы с Вами почти соседи! Я родилась и выросла в Кривоколенном переулке. ДП на Стопани сейчас выглядит еще более брошенным, униженным. Надо очень любить Москву, она должна быть абсолютно родной, чтобы сделать такие фото. Они откровенны, без прикрас. И какие прекрасные комментарии! Я согласна с вами, господа.

Оставить комментарий
Лучшие посты
Реакция медведя на поцелуй, рассмешила пользователей сети Реакция медведя на поцелуй, рассмешила пользователей сети Когда водитель на Севере решает срезать через болото Когда водитель на Севере решает срезать через болото Анджелина Джоли и Киану Ривз закрутили роман — мать Ривза одобряет Анджелина Джоли и Киану Ривз закрутили роман — мать Ривза одобряет И самодельный лук может стать страшным оружием И самодельный лук может стать страшным оружием Таиландский «Пещерный человек» заманил к себе русскую туристку Таиландский «Пещерный человек» заманил к себе русскую туристку 56 Смешных комментарев из социальных сетей 56 Смешных комментарев из социальных сетей Осколки истории : 51 Интересных и редких ретро-фотографий Осколки истории : 51 Интересных и редких ретро-фотографий Как запрещенные законом предметы попадают в российские колонии Как запрещенные законом предметы попадают в российские колонии Судьба 10 юных вундеркиндов, или какова цена за «данное свыше» Судьба 10 юных вундеркиндов, или какова цена за «данное свыше» Кольская сверхглубокая: а что, если туда лом кинуть? Кольская сверхглубокая: а что, если туда лом кинуть? Гуляя по лесу, внимательно смотри под ноги Гуляя по лесу, внимательно смотри под ноги 15 убойно-юморных картинок в этот прекрасный день 15 убойно-юморных картинок в этот прекрасный день Фотоаппарат 74 года хранил в земле снимки Фотоаппарат 74 года хранил в земле снимки Самая красивая девочка мира — Настя Князева Самая красивая девочка мира — Настя Князева 15 Самых популярных мэмов: происхождение и значение 15 Самых популярных мэмов: происхождение и значение Как в стране хоронят заслуженных учителей и блатных ауешников Как в стране хоронят заслуженных учителей и блатных ауешников Новый развод : берегитесь девочек Новый развод : берегитесь девочек Осторожно, водитель: купюра на стекле к «разводу» Осторожно, водитель: купюра на стекле к «разводу» Осколки истории: 54 интересные и редкие ретро-фотографии Осколки истории: 54 интересные и редкие ретро-фотографии 30 демотиваторов для середины недели 30 демотиваторов для середины недели Самая эффектная фотография времен войны во Вьтнаме Самая эффектная фотография времен войны во Вьтнаме Все обо всем – 25 фактов, о которых знают не все Все обо всем – 25 фактов, о которых знают не все 60 пятничных позитивных комментов и высказываний 60 пятничных позитивных комментов и высказываний Милая старушка из Флориды : » У меня пистолет и я знаю, что с ним делать!» Милая старушка из Флориды : » У меня пистолет и я знаю, что с ним делать!» 22 удивительных фото, которые помогут расширить ваш кругозор 22 удивительных фото, которые помогут расширить ваш кругозор «Ромео из Римини» умер во время ночи с 23-летней девушкой «Ромео из Римини» умер во время ночи с 23-летней девушкой Когда на вашем участке поселился сосед в «скворечнике» Когда на вашем участке поселился сосед в «скворечнике» В Уфе кладбищенский памятник в виде iPhone В Уфе кладбищенский памятник в виде iPhone Хозяин превратил своего пса в практически неподвижный комок шерсти Хозяин превратил своего пса в практически неподвижный комок шерсти Необычная дверь, с эффектом оптической иллюзии Необычная дверь, с эффектом оптической иллюзии
Еще посты