Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ

Шрифт

тоннель

Строительство № 506-507 ГУЛАГ - незавершённое строительство тоннельного перехода через Татарский пролив, одна из строек ГУЛАГа МВД СССР.

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929 – 1930 годах.

тоннель

Примерная схема трассы туннеля Сахалин-материк (источник - статья из журнала "Техника - молодёжи" №7`1996)

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929 – 1930 годах.

5 мая 1950 года Совет министров СССР принял секретное постановление о сооружении железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино на Сахалине с тоннелем под Татарским проливом, а также паромной переправы – как вспомогательного варианта. Спустя неделю приказом министра внутренних дел в системе ГУЛЖДС было создано два номерных подразделения: “Строительство № 506” с центром в Александровске-Сахалинском и “Строительство № 507” с центром в Де-Кастри. Вместе с учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля “Строительством № 6 МПС СССР” они образовали систему, объединившую огромные материальные ресурсы, рабочую силу и технику. По плану общая протяженность железнодорожной линии составляла более 1000 км, тоннеля – около 10 км. Предполагалось завершить сооружение железной дороги и тоннельного перехода в 1955 году, а двумя годами раньше открыть сквозное временное движение с использованием паромной переправы.

тоннель

Тоннель предполагалось использовать в военных целях – для снабжения дислоцированных на Сахалине частей Советской армии. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, в 1952 году также передано в ведение МВД). Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены 6 сентября 1950 года. В целях ускорения строительства трассу предполагалось сооружать по упрощённой (фактически – временной) схеме, например, на первых этапах строительства допускалось использование непропитанных шпал. Детальных инженерно-геологических изысканий в районе предполагаемого строительства тоннеля не проводилось.

тоннель

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали планировалось сооружение девяти железнодорожных станций.

тоннель

Протяжённость тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км, его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихино с ответвлением к временной паромной переправе. У озера Кизи планировалось строительство тяговой электростанции.

тоннель

Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля – на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год. Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели, в основном, заключённые ГУЛАГа. К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры и недостатка техники, из-за аврального характера работы бытовые условия в лагерях для заключённых были неудовлетворительными даже по нормам ГУЛАГа.

тоннель

На материке было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

тоннель

На Сахалине работы велись в худших условиях, и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить грунтовую автодорогу Ныш — Погиби, которая в советское время использовалась для вывоза древесины.

тоннель

Начало дамбы (ныне размытой) с мыса Средний на искусственный остров

В настоящее время дамбы, которые шли к искусственным островам, размыты, инфраструктура и постройки практически не сохранились. Остался лишь вертикальный ствол технической шахты — наполовину затопленный и захламлённый.

тоннель

Искусственный островок и Сахалин на дальнем плане

тоннель

Изредка встречаются рельсы, в том числе и с маркировкой - «КМЗ им.Сталина 118кг IV 1950 г.»

тоннель

Портал горизонтального ствола найти не удалось. Один из местных жителей сказал, что его скорее всего обрушили газовики. Сложно сказать, насколько этот факт верен, т.к. место газораспределительной станции довольно близко к технической шахте

тоннель

Глубина порядка 55 метров, диаметр около 9 метров, ствол забетонирован и облицован чугунными тюбингами, крепящимися друг к другу двенадцатью болтами.

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

Вес каждого тюбинга 300 кг, на всех маркировка "ЭН 5" и номера

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

В средней части спуска нагромождение гнутых швеллеров — обрушенные конструкции

тоннель

тоннель

тоннель

В свободном доступе лишь верхние 20 с небольшим метров. Далее идёт пласт захламления грунтом и деревянно-металлическим мусором, покоящийся на ледяной подушке. Сохранились вертикально идущие трубы водоотлива, а так же, фрагментарно, изоляторы электроснабжения.

тоннель

тоннель

тоннель

Источник

Смотрите также: Концентрационный лагерь (ГУЛАГ) на территории Момского улуса

Понравился пост? Нажми:
ДизлайкЛайк
0
Loading...Loading...

Оставить комментарий
Лучшие посты
Туристы из Сургута… Нет слов… Позорище (3 фото) Туристы из Сургута… Нет слов… Позорище (3 фото) Сезон выпускных открыт (10 фото) Сезон выпускных открыт (10 фото) Девушки в поисках богатого папика (20 фото) Девушки в поисках богатого папика (20 фото) Просим помощи в поисках и опознании лиц : Отмороженные твари (7 фото) Просим помощи в поисках и опознании лиц : Отмороженные твари (7 фото) А вы еще помните советские времена ? Ностальгия по ценам (22 фото) А вы еще помните советские времена ? Ностальгия по ценам (22 фото) Муклам вход строго-настрого запрещен (50 фото) Муклам вход строго-настрого запрещен (50 фото) Для тех, кому приелся Геленджик: новый секс-курорт «все включено» (6 фото) Для тех, кому приелся Геленджик: новый секс-курорт «все включено» (6 фото) Мальчик кричал из воды: «Папа! Меня ударило током!». Отец прыгнул с причала в воду… Мальчик кричал из воды: «Папа! Меня ударило током!». Отец прыгнул с причала в воду… Пятничные веселости от социальных сетей (79 фото) Пятничные веселости от социальных сетей (79 фото) Прикольные картинки из социальных сетей (48 фото) Прикольные картинки из социальных сетей (48 фото) Эротическая модель из Латвии Виктория Уайлд : «Бросай свою жену, поклоняйся мне!» (15 фото) Эротическая модель из Латвии Виктория Уайлд : «Бросай свою жену, поклоняйся мне!» (15 фото) Реальность  пляжного отдыха на сказочном Бали – грязь, крысы и жульё! (25 фото) Реальность пляжного отдыха на сказочном Бали – грязь, крысы и жульё! (25 фото) Воскресные веселые фото и картинки (57 фото) Воскресные веселые фото и картинки (57 фото) Мама, я в новостях! Мама, я в новостях! Малоизвестные, спорные исторические факты (40 картинок) Малоизвестные, спорные исторические факты (40 картинок) Начальник позвонил сотруднику домой , который не вышел на работу… Начальник позвонил сотруднику домой , который не вышел на работу… Зачетные фотографии, которые возможно вас удивят (22 фото) Зачетные фотографии, которые возможно вас удивят (22 фото) История одного человека : Проводы в Армию (13 фото) История одного человека : Проводы в Армию (13 фото) Прикольные субботние высказывания и  комменты из соцсетей  (100 фото) Прикольные субботние высказывания и комменты из соцсетей (100 фото) Интересная история: Про медведа и говно Интересная история: Про медведа и говно Интересные и веселые картинки из сетевых просторов (70 фото) Интересные и веселые картинки из сетевых просторов (70 фото) Интересные истории : Война и спиннер Интересные истории : Война и спиннер Народные высказывания и истории из сети (47 фото) Народные высказывания и истории из сети (47 фото) Деградируем вместе с соц сетями 03.07.2017 (206 штук) Деградируем вместе с соц сетями 03.07.2017 (206 штук) Интересная история :  Связался с 16-летней Интересная история : Связался с 16-летней Девушки в шортах прекрасны (49 фото) Девушки в шортах прекрасны (49 фото) Папарацци видят все… (37 фото) Папарацци видят все… (37 фото) Королева тьмы, которая поглощает солнечный свет (14 фото) Королева тьмы, которая поглощает солнечный свет (14 фото) Куражистые стюардессы (23 фото) Куражистые стюардессы (23 фото) Интересная история: Ты сводишь меня с ума Артур! Интересная история: Ты сводишь меня с ума Артур!
Еще посты