Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ

Шрифт

тоннель

Строительство № 506-507 ГУЛАГ - незавершённое строительство тоннельного перехода через Татарский пролив, одна из строек ГУЛАГа МВД СССР.

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929 – 1930 годах.

тоннель

Примерная схема трассы туннеля Сахалин-материк (источник - статья из журнала "Техника - молодёжи" №7`1996)

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929 – 1930 годах.

5 мая 1950 года Совет министров СССР принял секретное постановление о сооружении железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино на Сахалине с тоннелем под Татарским проливом, а также паромной переправы – как вспомогательного варианта. Спустя неделю приказом министра внутренних дел в системе ГУЛЖДС было создано два номерных подразделения: “Строительство № 506” с центром в Александровске-Сахалинском и “Строительство № 507” с центром в Де-Кастри. Вместе с учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля “Строительством № 6 МПС СССР” они образовали систему, объединившую огромные материальные ресурсы, рабочую силу и технику. По плану общая протяженность железнодорожной линии составляла более 1000 км, тоннеля – около 10 км. Предполагалось завершить сооружение железной дороги и тоннельного перехода в 1955 году, а двумя годами раньше открыть сквозное временное движение с использованием паромной переправы.

тоннель

Тоннель предполагалось использовать в военных целях – для снабжения дислоцированных на Сахалине частей Советской армии. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, в 1952 году также передано в ведение МВД). Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены 6 сентября 1950 года. В целях ускорения строительства трассу предполагалось сооружать по упрощённой (фактически – временной) схеме, например, на первых этапах строительства допускалось использование непропитанных шпал. Детальных инженерно-геологических изысканий в районе предполагаемого строительства тоннеля не проводилось.

тоннель

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали планировалось сооружение девяти железнодорожных станций.

тоннель

Протяжённость тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км, его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихино с ответвлением к временной паромной переправе. У озера Кизи планировалось строительство тяговой электростанции.

тоннель

Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля – на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год. Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели, в основном, заключённые ГУЛАГа. К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры и недостатка техники, из-за аврального характера работы бытовые условия в лагерях для заключённых были неудовлетворительными даже по нормам ГУЛАГа.

тоннель

На материке было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

тоннель

На Сахалине работы велись в худших условиях, и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить грунтовую автодорогу Ныш — Погиби, которая в советское время использовалась для вывоза древесины.

тоннель

Начало дамбы (ныне размытой) с мыса Средний на искусственный остров

В настоящее время дамбы, которые шли к искусственным островам, размыты, инфраструктура и постройки практически не сохранились. Остался лишь вертикальный ствол технической шахты — наполовину затопленный и захламлённый.

тоннель

Искусственный островок и Сахалин на дальнем плане

тоннель

Изредка встречаются рельсы, в том числе и с маркировкой - «КМЗ им.Сталина 118кг IV 1950 г.»

тоннель

Портал горизонтального ствола найти не удалось. Один из местных жителей сказал, что его скорее всего обрушили газовики. Сложно сказать, насколько этот факт верен, т.к. место газораспределительной станции довольно близко к технической шахте

тоннель

Глубина порядка 55 метров, диаметр около 9 метров, ствол забетонирован и облицован чугунными тюбингами, крепящимися друг к другу двенадцатью болтами.

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

Вес каждого тюбинга 300 кг, на всех маркировка "ЭН 5" и номера

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

тоннель

В средней части спуска нагромождение гнутых швеллеров — обрушенные конструкции

тоннель

тоннель

тоннель

В свободном доступе лишь верхние 20 с небольшим метров. Далее идёт пласт захламления грунтом и деревянно-металлическим мусором, покоящийся на ледяной подушке. Сохранились вертикально идущие трубы водоотлива, а так же, фрагментарно, изоляторы электроснабжения.

тоннель

тоннель

тоннель

Источник

Смотрите также: Концентрационный лагерь (ГУЛАГ) на территории Момского улуса

Понравился пост? Нажми:
ДизлайкЛайк
0
Loading...Loading...

Оставить комментарий
Лучшие посты
Забавные комменты из соцсетей (100 фото) Забавные комменты из соцсетей (100 фото) Тюнинг по-бразильски:  два литра жира в задницу и минус четыре ребра (7 фото) Тюнинг по-бразильски: два литра жира в задницу и минус четыре ребра (7 фото) Давайте откровенно. Дали бы за хату?? Давайте откровенно. Дали бы за хату?? В Чебоксарах в утонувшей машине нашли паспорт Ильи Жирнова, пропавшего 11 лет назад (37 фото) В Чебоксарах в утонувшей машине нашли паспорт Ильи Жирнова, пропавшего 11 лет назад (37 фото) Тонкости из жизни мужчин, недоступные женскому пониманию (24 фото) Тонкости из жизни мужчин, недоступные женскому пониманию (24 фото) В Швейцарских Альпах нашли пропавшую 75 лет назад супружескую пару (9 фото) В Швейцарских Альпах нашли пропавшую 75 лет назад супружескую пару (9 фото) Просто «гениальные» до крайней степени подписи к фото от пользователей соцсетей (25 фото) Просто «гениальные» до крайней степени подписи к фото от пользователей соцсетей (25 фото) В Приморье разбилась знаменитая байкерша (20 фото) В Приморье разбилась знаменитая байкерша (20 фото) Борщевик победно шествует по России (13 фото) Борщевик победно шествует по России (13 фото) Культовая фотография : Теннисистка	(9 фото) Культовая фотография : Теннисистка (9 фото) Реальные факты так похожие на вымысел (20 фото) Реальные факты так похожие на вымысел (20 фото) Казнь педофила — расстрел в упор из автомата (8 фото) Казнь педофила — расстрел в упор из автомата (8 фото) Полный регресс и деградация в сети (99 фото) Полный регресс и деградация в сети (99 фото) «Антикрысы» в Мексике грабителям отрубили руки (9 фото) «Антикрысы» в Мексике грабителям отрубили руки (9 фото) Фразы, подходящие и для постели, и для семейного ужина (22 фото) Фразы, подходящие и для постели, и для семейного ужина (22 фото) Китайская горелка для самообороны (6 фото) Китайская горелка для самообороны (6 фото) Иосифу Кобзону простой гражданин написал открытое письмо Иосифу Кобзону простой гражданин написал открытое письмо Интересная история: Диковатое время было, эти ваши 90-е… Интересная история: Диковатое время было, эти ваши 90-е… Жесть из соц сетей 16+ (71 фото) Жесть из соц сетей 16+ (71 фото) Новый модный тренд — гамак для груди (17 фото) Новый модный тренд — гамак для груди (17 фото) Один гениальный трюк, который научит копить деньги Один гениальный трюк, который научит копить деньги Cтарые фотографии (40 фото) Cтарые фотографии (40 фото) Прикольные картинки (114 фото) Прикольные картинки (114 фото) Интересная история: О том как я «левую» розетку в квартире делал Интересная история: О том как я «левую» розетку в квартире делал Made in USSR: 10 брендов, которые покорили Запад (15 фото) Made in USSR: 10 брендов, которые покорили Запад (15 фото) Прикольные картинки из всемирной сети (51 фото) Прикольные картинки из всемирной сети (51 фото) «Братский» сосед глазами москаля или путешествие в машине времени. Часть 1 (30 фото) «Братский» сосед глазами москаля или путешествие в машине времени. Часть 1 (30 фото) Жесть из соц сетей 16+ (26 фото) Жесть из соц сетей 16+ (26 фото) Забавные комменты из соцсетей 04.08.2017 (64 фото) Забавные комменты из соцсетей 04.08.2017 (64 фото) Гадкий палец, портящий все фото (17 фото) Гадкий палец, портящий все фото (17 фото)
Еще посты