История общины, в которой царили идеи группового брака и свободной любви

Шрифт

община

Каких только удивительных сюрпризов не скрывает история. Иногда попадаются такие реальные сведения, что никакая художественная литература в подметки не годится. Вот слушайте.

Случилось это в первой половине 19 века, когда человечество медленно, но уверенно начало свой путь к сексуальной революции. Некоторые люди, устав от аскетической христианской морали и тяжелых оков брака, искали более свободных форм отношений.

Среди них был и Джон Хамфри Нойес. Нойес по-своему трактовал Библию, говоря о том, что Иисус Христос воскрес и вернулся на землю еще в 70-м году нашей эры, поэтому рай необходимо строить здесь и сейчас, а не ждать собственного вознесения на небо. Рай он видел тоже по-своему.

Попыток оправдать и узаконить полигамные отношения в истории было немало, но этот случай можно назвать беспрецедентным, так как коммуне «Онайда» (Oneida Community) удалось сочетать не сочетаемое: коммунистические идеи, основанные на религиозных догматах и воплощенные в групповой форме брака! Эта община появилась в США в 1848 г., просуществовала 30 лет и разрослась до 300 жителей. Общими для них были жены, мужья, дети, имущество и одежда, а основатель коммуны Джон Хамфри Нойес считал ее раем на земле. Основными принципами коммуны были: сложный брак, восходящее братство, мужское воздержание, взаимная критика и позднее появилась – «стирпикультура».

община

В 20 лет Джон Хамфри Нойес поступил в духовную семинарию, а затем – на отделение теологии в Йельском университете, откуда вскоре был отчислен за еретические проповеди: в 23 года юноша заявил, что достиг «полной святости», более не подвержен греху, и закон ему не указ. Его лишили права проповедовать, но уже тогда он умел производить впечатление на неокрепшие умы своими разглагольствованиями о «свободном общении вселенской Божьей семьи».

община

Основатель общины "Онеида" Джон Хамфри Нойес, 1850 и 1867 гг.

Первой, кого Нойесу удалось убедить в необходимости полигамных отношений, была его жена. Позже к ним присоединились и другие приверженцы идеи группового брака. В 1843 г. в общине уже насчитывалось 35 человек, каждый из которых подписывал документ об отказе от претензий на супруга или супругу, а также на личные вещи. Своей главной задачей Нойес называл воплощение идеи «библейского коммунизма».

община

Члены общины возле особняка

В 1848 г. коммуна осела в Онайде – бывшем поселении одноименного индейского племени. Все члены общины жили в одном особняке и подчинялись общим правилам. Привязанность к людям и вещам считалась греховной, моногамия и ревность рассматривались как формы духовной тирании, длительные связи между мужчинами и женщинами не приветствовались, дети считались общими. Нойес полагал, что традиционная парная семья противоречит божественной идее бескорыстной любви, что секс – это священное выражение любви, которое приближает людей к Богу и позволяет построить рай на земле.

община

Женщины коммуны "Онеида"

У членов коммуны было 4 основных принципа: сложный брак, восходящее братство, мужское воздержание и взаимная критика.

Сложный брак представлял собой не что иное, как свободные от личных обязательств, полигамные отношения. То есть каждая женщина коммуны считалась состоящей в браке с каждым мужчиной и наоборот. Члены коммуны без сожалений и без укоров совести должны были вступать в сексуальные отношения со всеми представителями общины. Если же пара привязывалась к друг другу и не желала делить своего партнера с кем-либо еще, ее изолировали от коммуны, пока она не одумается или пока желание единоличного владения не угаснет. Длительные связи не приветствовались и пресекались в корне. Кроме того, каждая новая связь должна была быть одобрена специальным комитетом, а тех, кто отлынивал или плохо исполнял общественную работу, лишали сексуальной жизни вообще.

община

Особняк коммуны "Онеида"

Принцип восходящего братства был направлен на то, чтобы предотвратить желание молодежи группироваться и обосабливаться. Поэтому в общине всячески поощрялись связи молодых людей со зрелыми женщинами – считалось, что таким образом молодому поколению передается жизненный опыт и прививается набожность. Если в коммуне находились люди, недовольные существующим положением вещей, к ним применялся принцип «взаимной критики»: их подвергали общественному порицанию и публичному унижению. Так Нойес расправлялся со всеми инакомыслящими.

община

Мужчины коммуны "Онеида"

«Мужское воздержание» означало задержку семяизвержения при половом акте в тех случаях, когда не преследовалась цель продолжения рода. Этому «искусству» молодых людей обучали с юности, хотя метод оказался нерезультативным: за 30 лет коммуна разрослась до 300 жителей. Женщины имели право отказаться иметь детей, кроме того, им разрешалось учиться, заниматься спортом, работать наравне с мужчинами, делать короткие стрижки и не носить корсеты.

Взаимная критика. В коммуне, как и в любом другом обществе, всегда находились люди не просто чем-то недовольные, а еще и открыто высказывающиеся. К таким правдолюбцам применялся принцип взаимной критики: публичное и повсеместное унижение инакомыслящего.

община

Особняк коммуны "Онеида", 1907

«Стирпикультура» (stirpiculture) – этот принцип был введен в «Онеиде» в 1869 году и представлял собой не что иное, как евгенику. В коммуне была создана селективная программа разведения, направленная на рождение более совершенных детей. Члены коммуны, которые хотели завести потомство, должны были обратиться в специальный комитет, который рассматривал их духовные и моральные качества. В программе приняло участие 53 женщины и 38 мужчин, вследствие чего родилось 58 детей (9 из них дети самого Нойеса). Этот эксперимент потребовал достройки еще одного крыла в здании коммуны – Mansion House.

Община существовала на деньги, вырученные от собственного производства: в коммуне занимались изготовлением столового серебра, шелковых ниток, сумок, капканов и ловушек для животных. Взрослые работали по 4-6 часов в день. Товары экспортировали в Канаду, Австралию и даже в Россию.

Солидный денежный оборот позволял молодым людям коммуны получать образование в лучших университетах того времени, поэтому коммуна не нуждалась в медиках, юристах, преподавателях, архитекторах, механиках и т.д. Каждый член общины имел возможность также самосовершенствоваться, не покидая пределов коммуны: здесь была богатая библиотека, насчитывавшая более шести тысяч томов, два оркестра, несколько струнных квартетов и хор. Коммуна каждую неделю устраивала праздники и пикники с постановками пьес и оперетт, играми в крокет, в шахматы и разнообразным угощением.

община

Столовое серебро *Oneida Ltd* и его реклама начала ХХ в.

община
Столовое серебро "Oneida Ltd"

Конечно, «рай на земле» Джона Нойеса не выдержал испытания временем: в общине появлялось все больше недовольных, молодое поколение изъявляло желание жить в парных семьях. К тому же проповедника обвинили в сексуальных домогательствах и изнасилованиях. Когда в 1879 г. Нойес узнал о том, что уже готов ордер на его арест, он бежал из США. В том же году коммуна была реорганизована в акционерное общество.

община

Особняк коммуны "Онеида" сегодня – исторический памятник

В начале 20-го века «Онеида» сузила сферу своей деятельности, ограничившись выпуском исключительно столового серебра и вплоть до 2008 года считалась крупнейшим производителем столовых приборов под маркой “Oneida Limited”. В 2009 году было объявлено о продаже всех производственных мощностей и магазинов компании из-за затруднительного финансового состояния. Однако по данным на октябрь 2010 года магазин «Онеиды» функционирует Шеррилле, штат Нью-Йорк.

Последним оригинальным членом коммуны «Онеида» была Элла Флоренция Андервуд (1850), которая умерла 25 июня 1950 года в Кенвуде.

Читайте также: Архивные снимки исторических событий и знаменитостей


Оставить комментарий
Лучшие посты
Тест Сонди: кто вас пугает? Тест Сонди: кто вас пугает? Жительница Австралии ужаснулась, рассмотрев фото своей  дочери (4 фото) Жительница Австралии ужаснулась, рассмотрев фото своей дочери (4 фото) Весна, улицы, девушки (40 фото) Весна, улицы, девушки (40 фото) Папы тоже шутят (31 фото) Папы тоже шутят (31 фото) Нет слов. Ртуть в стенах жилого дома (13 фото) Нет слов. Ртуть в стенах жилого дома (13 фото) 10 конкурсов, закончившихся смертью участников (11 фото) 10 конкурсов, закончившихся смертью участников (11 фото) Приобрели БРДМ-2 с консервации за 500 т.р. Первые впечатления! (20 фото) Приобрели БРДМ-2 с консервации за 500 т.р. Первые впечатления! (20 фото) Найденный в лесу Коми иеромонах Варфоломей перед смертью нацарапал записку на дощечке Найденный в лесу Коми иеромонах Варфоломей перед смертью нацарапал записку на дощечке Полный трешак из соцсетей не для слабонервных 18+ (71 фото) Полный трешак из соцсетей не для слабонервных 18+ (71 фото) Как зеленый джип лужу форсировал Как зеленый джип лужу форсировал Легкие субботние прикольные картинки (53 фото) Легкие субботние прикольные картинки (53 фото) Необычные и  прикольные картинки (53 фото) Необычные и прикольные картинки (53 фото) Дикая находка в брошенном чемодане (3 фото) Дикая находка в брошенном чемодане (3 фото) Премия Дарвина ?  (3 фото) Премия Дарвина ? (3 фото) Дичь по-омски подана — прошу прильнуть к  монитору (4 фото) Дичь по-омски подана — прошу прильнуть к монитору (4 фото) Доплачивать или заканчивать решит свеча (2 фото) Доплачивать или заканчивать решит свеча (2 фото) Они сводят с ума миллионы мужчин, но облом… (11 фото) Они сводят с ума миллионы мужчин, но облом… (11 фото) Девушку не взяли на работу из-за фото в соцсети (4 фото) Девушку не взяли на работу из-за фото в соцсети (4 фото) Полный треш и разложение из соцсетей (59 фото) Полный треш и разложение из соцсетей (59 фото) И смех и грех из соцсетей (80 фото) И смех и грех из соцсетей (80 фото) Почему в деревне не любят городских (5 фото) Почему в деревне не любят городских (5 фото) Прикольные картинки со всего мира (52 фото) Прикольные картинки со всего мира (52 фото) О неравнодушных и халявщиках в Петербурге О неравнодушных и халявщиках в Петербурге Чем грозят и что комментируют в соцсетях (116 фото) Чем грозят и что комментируют в соцсетях (116 фото) Прикольные картинки из мира людей (54 фото) Прикольные картинки из мира людей (54 фото) Конфликты и драмы со съемок любимых советских  фильмов (9 фото) Конфликты и драмы со съемок любимых советских фильмов (9 фото) Посетители музея в Дании могут нацарапать на Lamborghini совсем все (3 фото) Посетители музея в Дании могут нацарапать на Lamborghini совсем все (3 фото) Атоюмор выходного дня (76 фото) Атоюмор выходного дня (76 фото) Дома-пни переселенцев на Северо-Западных территориях США в XIX веке (15 фото) Дома-пни переселенцев на Северо-Западных территориях США в XIX веке (15 фото) Иммигрантка разбила его машину: реакция ДиКаприо (3 фото) Иммигрантка разбила его машину: реакция ДиКаприо (3 фото)
Еще посты