«Охотники на привале»: секреты знаменитой картины Перова

Шрифт

охотники на привале

Вокруг этой работы мастера Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.

охотники на привале

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

охотники на привале

В. Перов. Птицелов, 1870

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

охотники на привале

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале*

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

охотники на привале

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале*

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».

охотники на привале

В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью

Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.

охотники на привале

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881. Фрагмент

В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

охотники на привале

В. Перов. Охотники на привале, копия 1877 г.

Смотрите также: А вы знали, что картина «Опять двойка» — это одна из частей трилогии?


Оставить комментарий
Лучшие посты
Тест Сонди: кто вас пугает? Тест Сонди: кто вас пугает? Жительница Австралии ужаснулась, рассмотрев фото своей  дочери (4 фото) Жительница Австралии ужаснулась, рассмотрев фото своей дочери (4 фото) 10 конкурсов, закончившихся смертью участников (11 фото) 10 конкурсов, закончившихся смертью участников (11 фото) Папы тоже шутят (31 фото) Папы тоже шутят (31 фото) Генри Тенди: человек, который мог изменить мир (4 фото) Генри Тенди: человек, который мог изменить мир (4 фото) Нет слов. Ртуть в стенах жилого дома (13 фото) Нет слов. Ртуть в стенах жилого дома (13 фото) Полный трешак из соцсетей не для слабонервных 18+ (71 фото) Полный трешак из соцсетей не для слабонервных 18+ (71 фото) Они сводят с ума миллионы мужчин, но облом… (11 фото) Они сводят с ума миллионы мужчин, но облом… (11 фото) Легкие субботние прикольные картинки (53 фото) Легкие субботние прикольные картинки (53 фото) Девушку не взяли на работу из-за фото в соцсети (4 фото) Девушку не взяли на работу из-за фото в соцсети (4 фото) Как зеленый джип лужу форсировал Как зеленый джип лужу форсировал Премия Дарвина ?  (3 фото) Премия Дарвина ? (3 фото) Полный треш и разложение из соцсетей (59 фото) Полный треш и разложение из соцсетей (59 фото) Дикая находка в брошенном чемодане (3 фото) Дикая находка в брошенном чемодане (3 фото) И смех и грех из соцсетей (80 фото) И смех и грех из соцсетей (80 фото) Дичь по-омски подана — прошу прильнуть к  монитору (4 фото) Дичь по-омски подана — прошу прильнуть к монитору (4 фото) Почему в деревне не любят городских (5 фото) Почему в деревне не любят городских (5 фото) Прикольные картинки со всего мира (52 фото) Прикольные картинки со всего мира (52 фото) Чем грозят и что комментируют в соцсетях (116 фото) Чем грозят и что комментируют в соцсетях (116 фото) О неравнодушных и халявщиках в Петербурге О неравнодушных и халявщиках в Петербурге Конфликты и драмы со съемок любимых советских  фильмов (9 фото) Конфликты и драмы со съемок любимых советских фильмов (9 фото) Прикольные картинки из мира людей (54 фото) Прикольные картинки из мира людей (54 фото) Атоюмор выходного дня (76 фото) Атоюмор выходного дня (76 фото) Свободен ли ваш телефон от слежки? (3 фото) Свободен ли ваш телефон от слежки? (3 фото) Дома-пни переселенцев на Северо-Западных территориях США в XIX веке (15 фото) Дома-пни переселенцев на Северо-Западных территориях США в XIX веке (15 фото) Посетители музея в Дании могут нацарапать на Lamborghini совсем все (3 фото) Посетители музея в Дании могут нацарапать на Lamborghini совсем все (3 фото) Ужасные приколы из соцсетей 18+ (102 фото) Ужасные приколы из соцсетей 18+ (102 фото) О чем говорят сегодня люди в  соцсетях (18 фото) О чем говорят сегодня люди в соцсетях (18 фото) Улыбнись: «Учёные доказали, что 50 грамм перед едой…»  (73 фото) Улыбнись: «Учёные доказали, что 50 грамм перед едой…» (73 фото) Социальный юмор из соответствующих сетей (22 фото) Социальный юмор из соответствующих сетей (22 фото)
Еще посты