Теория жизненной успешности

Шрифт

компетенции в образовании

Преграды на пути развития собственной успешности в том, что в большинстве случаев (по опросу 2010-2012 гг., это около 75 %) люди не изменяют собственную модель жизненных выборов, даже когда жизненная ситуация их не устраивает. Само объяснение у взрослых представлено так: самыми первыми считают обстоятельства, других людей, собственные обязательства, второстепенными собственное поведение или жизненные выборы. В действительности же причины видятся в отсутствии интеллектуальных навыков, умений, а именно таких как критическое мышление (умение проводить когнитивно-поведенческий анализ, выделять собственные автоматические мнения, отслеживать нерезультативные когнитивные стили и стратегии), умения проводить трансформации собственной умственной модели. Как следствие, возникает неумение сознательно руководить собственной когнитивной моделью, впоследствии - жизнь в псевдомодели, неумение создавать разрешения на изменения, неумение связать знание с действиями, с конкретными ситуациями и собственной личностью.

Эти компетенции связаны с умственной моделью жизненных выборов личности: уровнем ее осознанности, отрефлексированности и уровнем ответственности за собственные выборы.
Анализ психологической литературы, показывает, что в странах СНГ, Европы и США в настоящее время нет развитой единственной психологической теории успешности, при этом в странах СНГ, особенно России, Украине, есть психологическая комплексология, частое архитипичное непринятие успешности, нет культуры успеха, нет моделей успешности. Нет единственного психологического определения жизненного успеха лица. При этом мы непосредственно связываем психологию успешности с ментальными моделями, поскольку именно эффективная ментальная модель дает субъекту переживание, ощущение, признание успеха.

В психологических концепциях понятие успеха рассматривается как основа успешной самореализации (А. Адлер, К. Г. Юнг), как тенденция к самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс). В социальной, педагогической и инженерной психологии также есть ссылка на эту тему (Е. Волк, И. А. Зимняя, А. И. Кагарманова, З. Ю. Ключников, Б. В. Кулагин, А. К. Маркова и др.). Многие современные деятели, бизнес-лидеры, политики, бизнес-обозреватели также вкладывают свой взнос в бытовую концепцию успеха, описывая свои алгоритмы или подходы (Р. Бренсон, С. Кови, А. Менегетти, Д. Трамп, Б. Шеффер и др.).

Базис для описания успешности - это "ментальная модель", которая является системным образованием в структуре интеллекта, так называемая "Триада личности", которая содержит три подсистемы: отношение к окружающим, к миру, и к самому себе. В ее структуре сочетаются интелектуально-деятельные составляющие части, которые связаны со структурой и опытом индивида. Структура и особенности связей между отмеченными составляющими частями предопределяют индивидуальную структуру каждого конкретного лица при определенной типичности ее компонентов. Зачастую формальным показателем интеллектуальной успешности становится диплом об образовании. При этом часто понятие "получения диплома" и "овладение компетенциями" совершенно не тождественны. От построения ментальных структур зависят конкретные проявления интеллектуальной активности, более того, личностные свойства и характеристики социального поведения человека, именно ментальная модель делает так называемую "индивидуальность" по содержанию составляющих частей ментальной модели аналогичной, но через иерархию, связи - непохожей на других, успешной, или наоборот. Ментальная модель взрослого человека выступает и как ресурсный центр, включение такой функции возможно самостоятельно (под воздействием рабочего алгоритма ментальной модели), или с помощью организованной извне рефлексии, как в режиме реального действия, так и под воздействием дистанционных форм воздействия.

компетенции в образовании

Ресурсное качество функции или переход в "успешное" состояние выражено в том, что она "включает" в человеке следующие эффекты:
1. Мотивация для изменений, развития, запрос на изменение.
2. Энергия для деятельности, для реализации избранных изменений.
3. Позитивное эмоциональное состояние.

Длительность данных эффектов зависит от ряда факторов, но в большинстве случаев она краткосрочна. Эта функция и стала предметом детального научного изучения, потому что очень влияет на субъективное ощущение человеком удовлетворения от жизни.
Опираясь на разработанное понятие, структуру и характеристики ментальных моделей, модели успешности взрослых и критерии успешной модели, определенные принципы успешности, можно разработать технологию повышения психологической компетентности успешности взрослого человека.


Оставить комментарий
Лучшие посты
50 оттенков разного старшего сержанта ППС (4 фото) 50 оттенков разного старшего сержанта ППС (4 фото) Прикольная жуть из соцсетей 18+ (112 фото) Прикольная жуть из соцсетей 18+ (112 фото) Не то место назвали российской школой (22 фото) Не то место назвали российской школой (22 фото) Звезда взрослого кино стала пастором (15 фото) Звезда взрослого кино стала пастором (15 фото) Парикмахерская для мужчин в Усть-Каменогорске (3 фото) Парикмахерская для мужчин в Усть-Каменогорске (3 фото) Новые перлы от незабвенных «Яжематери» (22 фото) Новые перлы от незабвенных «Яжематери» (22 фото) Воскресный юмор из сети (76 фото) Воскресный юмор из сети (76 фото) Неожиданная находка в рыбе Неожиданная находка в рыбе Смешные комменты из наших соцсетей (48 фото) Смешные комменты из наших соцсетей (48 фото) Ники Минаж пришла на показ мод с обнаженной грудью  (10 фото) Ники Минаж пришла на показ мод с обнаженной грудью (10 фото) Утренние прикольные картинки (52 фото) Утренние прикольные картинки (52 фото) Как выглядят и кем стали дети самых известных советских актеров (48 фото) Как выглядят и кем стали дети самых известных советских актеров (48 фото) Ужасно прикольные фрики из соцсетей 18+ (70 фото) Ужасно прикольные фрики из соцсетей 18+ (70 фото) Что ели в русской деревне 100 лет назад (3 фото) Что ели в русской деревне 100 лет назад (3 фото) Демотиваторное утро (30 фото) Демотиваторное утро (30 фото) «Буханка» и спор на 1000 баксов «Буханка» и спор на 1000 баксов Комментарии из сети: попонедельничаем (71 фото) Комментарии из сети: попонедельничаем (71 фото) Толькозаехаловсервис (20 фото) Толькозаехаловсервис (20 фото) Герои прошлых дней (13 фото) Герои прошлых дней (13 фото) Подборка демотиваторов, которые поднимут вам настроение в понедельник (25 фото) Подборка демотиваторов, которые поднимут вам настроение в понедельник (25 фото) 4-летняя девочка привела помощь через морозную тайгу (6 фото) 4-летняя девочка привела помощь через морозную тайгу (6 фото) Репортаж из зала суда по делу приюта в Мосейцево: «Я воспитала детей, которых выбросили на помойку!» (8 фото) Репортаж из зала суда по делу приюта в Мосейцево: «Я воспитала детей, которых выбросили на помойку!» (8 фото) Это фотошоп ? Нет ! (24 фото) Это фотошоп ? Нет ! (24 фото) Яжематери снова шалят (25 фото) Яжематери снова шалят (25 фото) Утренние демотиваторы (30 фото) Утренние демотиваторы (30 фото) Пятничный выпуск прикольных картинок и комментов из соцсетей (94 фото) Пятничный выпуск прикольных картинок и комментов из соцсетей (94 фото) Ненавижу Индию! (31 фото) Ненавижу Индию! (31 фото) Прикольные картинки со всего мира (55 фото) Прикольные картинки со всего мира (55 фото) Прикольные картинки с соц сетей  (52 фото) Прикольные картинки с соц сетей (52 фото) «Братик, у меня язык немеет»: последние слова погибшей школьницы «Братик, у меня язык немеет»: последние слова погибшей школьницы
Еще посты