Теория жизненной успешности

Шрифт

компетенции в образовании

Преграды на пути развития собственной успешности в том, что в большинстве случаев (по опросу 2010-2012 гг., это около 75 %) люди не изменяют собственную модель жизненных выборов, даже когда жизненная ситуация их не устраивает. Само объяснение у взрослых представлено так: самыми первыми считают обстоятельства, других людей, собственные обязательства, второстепенными собственное поведение или жизненные выборы. В действительности же причины видятся в отсутствии интеллектуальных навыков, умений, а именно таких как критическое мышление (умение проводить когнитивно-поведенческий анализ, выделять собственные автоматические мнения, отслеживать нерезультативные когнитивные стили и стратегии), умения проводить трансформации собственной умственной модели. Как следствие, возникает неумение сознательно руководить собственной когнитивной моделью, впоследствии - жизнь в псевдомодели, неумение создавать разрешения на изменения, неумение связать знание с действиями, с конкретными ситуациями и собственной личностью.

Эти компетенции связаны с умственной моделью жизненных выборов личности: уровнем ее осознанности, отрефлексированности и уровнем ответственности за собственные выборы.
Анализ психологической литературы, показывает, что в странах СНГ, Европы и США в настоящее время нет развитой единственной психологической теории успешности, при этом в странах СНГ, особенно России, Украине, есть психологическая комплексология, частое архитипичное непринятие успешности, нет культуры успеха, нет моделей успешности. Нет единственного психологического определения жизненного успеха лица. При этом мы непосредственно связываем психологию успешности с ментальными моделями, поскольку именно эффективная ментальная модель дает субъекту переживание, ощущение, признание успеха.

В психологических концепциях понятие успеха рассматривается как основа успешной самореализации (А. Адлер, К. Г. Юнг), как тенденция к самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс). В социальной, педагогической и инженерной психологии также есть ссылка на эту тему (Е. Волк, И. А. Зимняя, А. И. Кагарманова, З. Ю. Ключников, Б. В. Кулагин, А. К. Маркова и др.). Многие современные деятели, бизнес-лидеры, политики, бизнес-обозреватели также вкладывают свой взнос в бытовую концепцию успеха, описывая свои алгоритмы или подходы (Р. Бренсон, С. Кови, А. Менегетти, Д. Трамп, Б. Шеффер и др.).

Базис для описания успешности - это "ментальная модель", которая является системным образованием в структуре интеллекта, так называемая "Триада личности", которая содержит три подсистемы: отношение к окружающим, к миру, и к самому себе. В ее структуре сочетаются интелектуально-деятельные составляющие части, которые связаны со структурой и опытом индивида. Структура и особенности связей между отмеченными составляющими частями предопределяют индивидуальную структуру каждого конкретного лица при определенной типичности ее компонентов. Зачастую формальным показателем интеллектуальной успешности становится диплом об образовании. При этом часто понятие "получения диплома" и "овладение компетенциями" совершенно не тождественны. От построения ментальных структур зависят конкретные проявления интеллектуальной активности, более того, личностные свойства и характеристики социального поведения человека, именно ментальная модель делает так называемую "индивидуальность" по содержанию составляющих частей ментальной модели аналогичной, но через иерархию, связи - непохожей на других, успешной, или наоборот. Ментальная модель взрослого человека выступает и как ресурсный центр, включение такой функции возможно самостоятельно (под воздействием рабочего алгоритма ментальной модели), или с помощью организованной извне рефлексии, как в режиме реального действия, так и под воздействием дистанционных форм воздействия.

компетенции в образовании

Ресурсное качество функции или переход в "успешное" состояние выражено в том, что она "включает" в человеке следующие эффекты:
1. Мотивация для изменений, развития, запрос на изменение.
2. Энергия для деятельности, для реализации избранных изменений.
3. Позитивное эмоциональное состояние.

Длительность данных эффектов зависит от ряда факторов, но в большинстве случаев она краткосрочна. Эта функция и стала предметом детального научного изучения, потому что очень влияет на субъективное ощущение человеком удовлетворения от жизни.
Опираясь на разработанное понятие, структуру и характеристики ментальных моделей, модели успешности взрослых и критерии успешной модели, определенные принципы успешности, можно разработать технологию повышения психологической компетентности успешности взрослого человека.


Оставить комментарий
Лучшие посты
Просим помощи в поисках и опознании лиц : Отмороженные твари (7 фото) Просим помощи в поисках и опознании лиц : Отмороженные твари (7 фото) Жертва пластики Игорь Богданов шокировал Каннский фестиваль обезображенным лицом (6 фото) Жертва пластики Игорь Богданов шокировал Каннский фестиваль обезображенным лицом (6 фото) Участники «Поле чудес» раскрыли технологию обмана зрителей продюсерами шоу Участники «Поле чудес» раскрыли технологию обмана зрителей продюсерами шоу Чемпион мира по шпили-вили! 57 раз за сутки Чемпион мира по шпили-вили! 57 раз за сутки Жесть из соц сетей 16+ (85 фото) Жесть из соц сетей 16+ (85 фото) Картинки со смыслом (48 штук) Картинки со смыслом (48 штук) Забавные фото и картинки с надписями с просторов интернета (69 фото) Забавные фото и картинки с надписями с просторов интернета (69 фото) Оч. неудобные вопросы, прорвавшиеся в прямую линию с Путиным (11 фото) Оч. неудобные вопросы, прорвавшиеся в прямую линию с Путиным (11 фото) Как Алан тетю Аню воспитывал… (51 фото) Как Алан тетю Аню воспитывал… (51 фото) Русские в Узбекистане Русские в Узбекистане Прикольные картинки (63 фото) Прикольные картинки (63 фото) Ещё одна.В США арестовали учительницу за «шпили-вили» с тремя учениками Ещё одна.В США арестовали учительницу за «шпили-вили» с тремя учениками Понедельничные автоприколы (19 фото) Понедельничные автоприколы (19 фото) Веселые и философские  картинки  из сети (93 фото) Веселые и философские картинки из сети (93 фото) Прикольные картинки и фото приколы (47 фото) Прикольные картинки и фото приколы (47 фото) Прикольные картинки (68 штук) Прикольные картинки (68 штук) Прикольные картинки (86 фото) Прикольные картинки (86 фото) Как можно было поесть в СССР Как можно было поесть в СССР Редкие ретро-фотографии (86 фото) Редкие ретро-фотографии (86 фото) Вечерние прикольные картинки и фото (50 фото) Вечерние прикольные картинки и фото (50 фото) 17 феноменальных находок, которые должны быть в каждом учебном заведении (19 фото) 17 феноменальных находок, которые должны быть в каждом учебном заведении (19 фото) Винни Охх : Настала пора отрезать главное Винни Охх : Настала пора отрезать главное Самые нашумевшие фейковые фото (25 фото) Самые нашумевшие фейковые фото (25 фото) Британская Шурыгина, только реально круче Британская Шурыгина, только реально круче Прикольные картинки (50 фото) Прикольные картинки (50 фото) Как стать чемпионом по боксу без единого боя Как стать чемпионом по боксу без единого боя Подборка прикольных картинок (117 фото) Подборка прикольных картинок (117 фото) Необычный женский купальник под названием «Сексуальная грудь» (4 фото) Необычный женский купальник под названием «Сексуальная грудь» (4 фото) Мальчик кричал из воды: «Папа! Меня ударило током!». Отец прыгнул с причала в воду… Мальчик кричал из воды: «Папа! Меня ударило током!». Отец прыгнул с причала в воду… С криком «Fuck You, I’m Millwall!» бросился на нападавших С криком «Fuck You, I’m Millwall!» бросился на нападавших
Еще посты