Теория жизненной успешности

Шрифт

компетенции в образовании

Преграды на пути развития собственной успешности в том, что в большинстве случаев (по опросу 2010-2012 гг., это около 75 %) люди не изменяют собственную модель жизненных выборов, даже когда жизненная ситуация их не устраивает. Само объяснение у взрослых представлено так: самыми первыми считают обстоятельства, других людей, собственные обязательства, второстепенными собственное поведение или жизненные выборы. В действительности же причины видятся в отсутствии интеллектуальных навыков, умений, а именно таких как критическое мышление (умение проводить когнитивно-поведенческий анализ, выделять собственные автоматические мнения, отслеживать нерезультативные когнитивные стили и стратегии), умения проводить трансформации собственной умственной модели. Как следствие, возникает неумение сознательно руководить собственной когнитивной моделью, впоследствии - жизнь в псевдомодели, неумение создавать разрешения на изменения, неумение связать знание с действиями, с конкретными ситуациями и собственной личностью.

Эти компетенции связаны с умственной моделью жизненных выборов личности: уровнем ее осознанности, отрефлексированности и уровнем ответственности за собственные выборы.
Анализ психологической литературы, показывает, что в странах СНГ, Европы и США в настоящее время нет развитой единственной психологической теории успешности, при этом в странах СНГ, особенно России, Украине, есть психологическая комплексология, частое архитипичное непринятие успешности, нет культуры успеха, нет моделей успешности. Нет единственного психологического определения жизненного успеха лица. При этом мы непосредственно связываем психологию успешности с ментальными моделями, поскольку именно эффективная ментальная модель дает субъекту переживание, ощущение, признание успеха.

В психологических концепциях понятие успеха рассматривается как основа успешной самореализации (А. Адлер, К. Г. Юнг), как тенденция к самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс). В социальной, педагогической и инженерной психологии также есть ссылка на эту тему (Е. Волк, И. А. Зимняя, А. И. Кагарманова, З. Ю. Ключников, Б. В. Кулагин, А. К. Маркова и др.). Многие современные деятели, бизнес-лидеры, политики, бизнес-обозреватели также вкладывают свой взнос в бытовую концепцию успеха, описывая свои алгоритмы или подходы (Р. Бренсон, С. Кови, А. Менегетти, Д. Трамп, Б. Шеффер и др.).

Базис для описания успешности - это "ментальная модель", которая является системным образованием в структуре интеллекта, так называемая "Триада личности", которая содержит три подсистемы: отношение к окружающим, к миру, и к самому себе. В ее структуре сочетаются интелектуально-деятельные составляющие части, которые связаны со структурой и опытом индивида. Структура и особенности связей между отмеченными составляющими частями предопределяют индивидуальную структуру каждого конкретного лица при определенной типичности ее компонентов. Зачастую формальным показателем интеллектуальной успешности становится диплом об образовании. При этом часто понятие "получения диплома" и "овладение компетенциями" совершенно не тождественны. От построения ментальных структур зависят конкретные проявления интеллектуальной активности, более того, личностные свойства и характеристики социального поведения человека, именно ментальная модель делает так называемую "индивидуальность" по содержанию составляющих частей ментальной модели аналогичной, но через иерархию, связи - непохожей на других, успешной, или наоборот. Ментальная модель взрослого человека выступает и как ресурсный центр, включение такой функции возможно самостоятельно (под воздействием рабочего алгоритма ментальной модели), или с помощью организованной извне рефлексии, как в режиме реального действия, так и под воздействием дистанционных форм воздействия.

компетенции в образовании

Ресурсное качество функции или переход в "успешное" состояние выражено в том, что она "включает" в человеке следующие эффекты:
1. Мотивация для изменений, развития, запрос на изменение.
2. Энергия для деятельности, для реализации избранных изменений.
3. Позитивное эмоциональное состояние.

Длительность данных эффектов зависит от ряда факторов, но в большинстве случаев она краткосрочна. Эта функция и стала предметом детального научного изучения, потому что очень влияет на субъективное ощущение человеком удовлетворения от жизни.
Опираясь на разработанное понятие, структуру и характеристики ментальных моделей, модели успешности взрослых и критерии успешной модели, определенные принципы успешности, можно разработать технологию повышения психологической компетентности успешности взрослого человека.

Понравился пост? Нажми:
ДизлайкЛайк
0
Loading...Loading...

Оставить комментарий
Лучшие посты
Приговоренная к смерти Мария Дапирка из Ростова-на-Дону написала матери прощальное письмо (3 фото) Приговоренная к смерти Мария Дапирка из Ростова-на-Дону написала матери прощальное письмо (3 фото) Фантастический боевик «Звездный десант» : 20 лет спустя (20 фото) Фантастический боевик «Звездный десант» : 20 лет спустя (20 фото) Прикольные картинки 27.08.17 (32 фото) Прикольные картинки 27.08.17 (32 фото) Почему на автомобиль вешают ведерко (5 фото) Почему на автомобиль вешают ведерко (5 фото) Забавные комменты из социальных сетей (69 фото) Забавные комменты из социальных сетей (69 фото) Советские знаменитости, которых погубил алкоголь (47 фото) Советские знаменитости, которых погубил алкоголь (47 фото) Чем эта девушка отличается от других красоток? (6 фото) Чем эта девушка отличается от других красоток? (6 фото) Военные хитрости разведчиков в Афганистане (7 фото) Военные хитрости разведчиков в Афганистане (7 фото) Прежде чем заводить отношения — посмотрите у девушки паспорт Прежде чем заводить отношения — посмотрите у девушки паспорт 60-е: та самая эпоха мини (50 фото) 60-е: та самая эпоха мини (50 фото) Ольга Бузова: Проблема в маленькой  груди? Ольга Бузова: Проблема в маленькой груди? Зинка Вышка Зинка Вышка Московская охотница за олигархами продолжает «наращивать» губы (12 фото) Московская охотница за олигархами продолжает «наращивать» губы (12 фото) Камчатка — Уничтожение красной икры (15 фото) Камчатка — Уничтожение красной икры (15 фото) Моряки стали свидетелями чуда Моряки стали свидетелями чуда Дети Майкла Джексона (18 фото) Дети Майкла Джексона (18 фото) Уникальные ретро-фото (98 фото) Уникальные ретро-фото (98 фото) Прикольные картинки 08.09.17 Прикольные картинки 08.09.17 Пятничные комменты из соцсетей (49 фото) Пятничные комменты из соцсетей (49 фото) Прикольные картинки 1.09.17 Прикольные картинки 1.09.17 Эпичные высказывания ТП (16 фото) Эпичные высказывания ТП (16 фото) Воскресные прикольные картинки (30 фото) Воскресные прикольные картинки (30 фото) Что сделала с водолазом декомпрессионная болезнь (6 фото) Что сделала с водолазом декомпрессионная болезнь (6 фото) Самые интересные вопросы с очень познавательными ответами (38 фото) Самые интересные вопросы с очень познавательными ответами (38 фото) Прикольные картинки 05.09.17 Прикольные картинки 05.09.17 Семь самых  загадочных экспонатов Эрмитажа (8 фото) Семь самых загадочных экспонатов Эрмитажа (8 фото) Смешные комментарии из соц сетей (55 фото) Смешные комментарии из соц сетей (55 фото) Рыба -луна весом в 1100 килограмм была выловлена на Курилах и скормлена медведям Рыба -луна весом в 1100 килограмм была выловлена на Курилах и скормлена медведям Позитив : Креатив от народных умельцев (43 фото) Позитив : Креатив от народных умельцев (43 фото) Самые интересные вопросы с очень познавательными ответами (21 фото) Самые интересные вопросы с очень познавательными ответами (21 фото)
Еще посты