Как в СССР решался «цыганский вопрос»

Шрифт

цыгане

За всю историю Советского Союза не было народа, который бы настолько не соответствовал советскому строю, как цыгане. Они жили дорогой, им абсолютно не было дела ни до политики, ни до классовой розни. Власть считала их "чужаками" и с ними боролась.

Вольное племя

цыгане

Цыгане — закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами ("рома") и все остальные ("гадже").
Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу. За свою историю они перенесли не меньше бедствий, чем другие народы, но предпочитали переносить свое горе молча, особо не афишируя своей трагедии. Так было и во время геноцида рома, устроенного нацистами, и во время борьбы с цыганским образом жизни советской системы.

Коллективизация

цыгане

Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома. О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.
Советская власть вовсю "раскулачивала" цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели становиться на путь социализма. Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах "красный угол", крестили детей, венчались. Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что "религия-опиум для народа", но... Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.

Паспортизация

цыгане

Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости. На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане "бедные", то они должны ненавидеть "богатых". Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд.
Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к "неблагонадежным элементам". 27 декабря 1932 года в СССР был введен внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа можно было получать продуктовые карточки. Города были разделены на "открытые" и "закрытые". Доступ в последние был цыганам закрыт. Начались массовые спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933 года было арестовано и выслано 5470 цыган. Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в барачные поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.

Монисто как валюта

цыгане

Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда. В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты.
Все потому, что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество. В крупных городах подверались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. "Правонарушители" не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.

Указ об оседлости

Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии.

Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах. Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать.

Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы, куда отправлялись учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая "вольный народ" к оседлости. Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане — свои.

Читайте также: Как живут украинские цыгане


Оставить комментарий
Лучшие посты
Тест Сонди: кто вас пугает? Тест Сонди: кто вас пугает? Жительница Австралии ужаснулась, рассмотрев фото своей  дочери (4 фото) Жительница Австралии ужаснулась, рассмотрев фото своей дочери (4 фото) 10 конкурсов, закончившихся смертью участников (11 фото) 10 конкурсов, закончившихся смертью участников (11 фото) Папы тоже шутят (31 фото) Папы тоже шутят (31 фото) Генри Тенди: человек, который мог изменить мир (4 фото) Генри Тенди: человек, который мог изменить мир (4 фото) Нет слов. Ртуть в стенах жилого дома (13 фото) Нет слов. Ртуть в стенах жилого дома (13 фото) Полный трешак из соцсетей не для слабонервных 18+ (71 фото) Полный трешак из соцсетей не для слабонервных 18+ (71 фото) Они сводят с ума миллионы мужчин, но облом… (11 фото) Они сводят с ума миллионы мужчин, но облом… (11 фото) Легкие субботние прикольные картинки (53 фото) Легкие субботние прикольные картинки (53 фото) Как зеленый джип лужу форсировал Как зеленый джип лужу форсировал Девушку не взяли на работу из-за фото в соцсети (4 фото) Девушку не взяли на работу из-за фото в соцсети (4 фото) Премия Дарвина ?  (3 фото) Премия Дарвина ? (3 фото) Полный треш и разложение из соцсетей (59 фото) Полный треш и разложение из соцсетей (59 фото) Дикая находка в брошенном чемодане (3 фото) Дикая находка в брошенном чемодане (3 фото) И смех и грех из соцсетей (80 фото) И смех и грех из соцсетей (80 фото) Почему в деревне не любят городских (5 фото) Почему в деревне не любят городских (5 фото) Дичь по-омски подана — прошу прильнуть к  монитору (4 фото) Дичь по-омски подана — прошу прильнуть к монитору (4 фото) Прикольные картинки со всего мира (52 фото) Прикольные картинки со всего мира (52 фото) Чем грозят и что комментируют в соцсетях (116 фото) Чем грозят и что комментируют в соцсетях (116 фото) О неравнодушных и халявщиках в Петербурге О неравнодушных и халявщиках в Петербурге Конфликты и драмы со съемок любимых советских  фильмов (9 фото) Конфликты и драмы со съемок любимых советских фильмов (9 фото) Прикольные картинки из мира людей (54 фото) Прикольные картинки из мира людей (54 фото) Атоюмор выходного дня (76 фото) Атоюмор выходного дня (76 фото) Свободен ли ваш телефон от слежки? (3 фото) Свободен ли ваш телефон от слежки? (3 фото) Дома-пни переселенцев на Северо-Западных территориях США в XIX веке (15 фото) Дома-пни переселенцев на Северо-Западных территориях США в XIX веке (15 фото) Посетители музея в Дании могут нацарапать на Lamborghini совсем все (3 фото) Посетители музея в Дании могут нацарапать на Lamborghini совсем все (3 фото) Ужасные приколы из соцсетей 18+ (102 фото) Ужасные приколы из соцсетей 18+ (102 фото) О чем говорят сегодня люди в  соцсетях (18 фото) О чем говорят сегодня люди в соцсетях (18 фото) Улыбнись: «Учёные доказали, что 50 грамм перед едой…»  (73 фото) Улыбнись: «Учёные доказали, что 50 грамм перед едой…» (73 фото) Социальный юмор из соответствующих сетей (22 фото) Социальный юмор из соответствующих сетей (22 фото)
Еще посты