Эскалатор в прошлое

Шрифт


метро

Для чего построили севастопольское «метро» и почему из него нет выхода.

В Севастополе есть «подземка». Не известный торговый центр «Метро», а настоящий тоннель с эскалатором. «Русская планета» побывала в подземелье и узнала историю, судьбу и возможное будущее забытого севастопольского «метрополитена».

метро

На стадии перехода

Маленький уютный скверик. Среди скамеечек с сидящими на них пожилыми дамами и троп для выгула собак стоит небольшое одноэтажное здание. Вход в него заколочен, прегражден забором из железной сетки, а стены исписаны граффити. Перешагивая через кучи мусора, пробираемся внутрь.

– Как вы узнали об этом объекте? — интересуюсь у севастопольского диггера Михаила (имя изменено).

– Несколько лет назад ко мне приезжали друзья из Москвы. Они знали о заброшенной проходной, и мы вместе с ними сюда пришли. Тогда, правда, тут было почище. Затем это место облюбовали малолетки. В последний раз, когда я тут был, напугал их: громко заявил, что приехала полиция. И они бросились врассыпную.

метро

Внутри ощущение, что попал в московский метрополитен после нашествия туда расстроенных футбольных фанатов. Покореженный эскалатор, разбитые деревянные стулья, даже старенький детский велосипед и детская коляска, которую зачем-то бросили вниз. Киоск, оборудование и инвентарь вандалы также не пощадили.

Эта проходная, а также тоннель с эскалатором были построены в 70-х годах прошлого века. Они предназначались для того, чтобы сотрудники Севморзавода могли вовремя попадать на свои рабочие места. За схожесть проходной с московским метрополитеном рабочие окрестили ее севастопольским метро.

– В те годы на заводе работал многотысячный коллектив, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» бывший директор Севморзавода Анатолий Череватый, пришедший на завод еще в 1962 году. — Основная масса сотрудников жила на Корабельной стороне и улице Адмирала Макарова. Все они пешком шли через проходную. Но перед ней были железнодорожные пути. И часто, опаздывая на работу, сотрудники завода перебегали пути прямо перед идущим поездом. Там не было ни шлагбаума, ни перехода, и риск попасть под колеса был очень высок. При этом на самом заводе была табельная система, и опоздавших штрафовали и лишали премий. Именно поэтому тогдашний директор Севморзавода Сергей Виноградов и принял решение спроектировать и построить эскалаторный выход и тоннель с проходной под землей.

метро

Кроме того, уставшим сотрудникам после смены было проще пройти по эскалатору под землей, чем подниматься пешком на Корабельную сторону.

– Тоннель собран из чугунных сегментов, — говорит Анатолий Череватый. — Когда он строился, я был главным инженером и принимал участие в работах. Завод оплатил все расходы и в начале 70-х годов построил эскалаторный выход. Это решило много проблем. Например, раньше были очереди в буфеты и столовые при заводе. Работяги брали еду с собой. Она часто портилась. С эскалатором же люди за обеденный перерыв успевали подняться, сходить домой пообедать и вернуться обратно на работу. Я сам много лет прожил на Корабельной стороне, и от дома до проходной мне было пять минут ходу.

метро

«Мы в этой проходной не нуждаемся»

После развала СССР первое время, когда заводом руководил Череватый, эскалатор работал по графику. Затем из-за больших задолженностей завода за электроэнергию его пришлось закрыть.
– Я видел его только работающим, — рассказывает бывший директор. — Что происходит там сейчас, я не знаю. Он был законсервирован в рабочем состоянии.

О том, что проходную закрывали спешно, говорят и рабочие журналы, оставленные здесь прямо на столах, и рабочий инвентарь на полках, и оборудование завода. Кажется, что если его смазать и запустить, то тут снова зажжется свет, пойдет эскалатор, и под звонкие советские песни сюда потянутся люди, влекомые престижем профессии, социальными гарантиями и хорошей зарплатой.

метро

Сейчас же самодвижущаяся лестница находится в плачевном состоянии. На ее ступеньках — хлам, мусор, сброшенные сверху деревянные скамьи. Стеклянная будка дежурного также исписана любителями граффити. От тоннеля, выходящего на Севморзавод, тянутся шланги для откачки воды: вероятно, подходы к проходной затоплены. Сам же выход закрыт и замурован.

– Нам лучше не попадаться никому на глаза, хотя я не думаю, что нам грозит что-то серьезное, — говорит диггер Михаил. — Раньше этот проход был открыт, и можно было почти беспрепятственно попасть на сам завод. Сейчас же его заварили, но попасть внутрь можно и через другие места. Я, например, мечтаю побывать в бомбоубежище на его территории. Сейчас думаю, как это сделать.

– Как вы думаете, сегодня можно восстановить и вновь запустить эту проходную? — спрашиваю Череватого.

– Я думаю, что восстанавливать ее сейчас нет никакого смысла. Работа эскалатора довольно энергозатратна. Поезда возле проходной уже не ходят, и количество персонала уменьшилось в разы.

метро

Сейчас площади Севморзавода сданы в аренду Центру судоремонта «Звездочка». По мнению бывшего директора, на это было несколько причин: во-первых, лишний раз не напоминать европейским коммерсантам слово «Крым», а во-вторых, ввести завод в систему Объединенной судостроительной корпорации.
– Сейчас конкурентная способность предприятия невысока, — рассказывает он. — Если в документации корабля будет информация о том, что он проходил ремонт в Крыму, то из-за санкций его не пустят ни в один европейский порт. У Центра судоремонта «Звездочка» девять филиалов по всей стране. После ремонта корабля на Севморзаводе в документах фигурирует судоремонтная компания «Звездочка», которая приписана не к Крыму, а к Санкт-Петербургу, и санкции его не затрагивают. Войдя же в объединенную корпорацию, Севморзавод получает новые заказы и имеет возможность использовать работу своих мощностей в других регионах.

Старую проходную в ближайшее время не планируется восстанавливать, подтвердили корреспонденту «Русской планеты» и в пресс-службе ПЦ «Звездочка».

– Сейчас данная проходная законсервирована и не используется, — рассказывает пресс-секретарь филиала Центра судоремонта «Звездочка» в Севастополе Сергей Должиков. — Центральная проходная работала, когда количество сотрудников завода насчитывало 16 тыс. человек. Сейчас же мы в этой проходной не нуждаемся. Возможно, когда количество сотрудников наберется, дойдут руки и до этого объекта. Пока же вход в нее заварен и заколочен.

метро

По мнению Череватого, проходную можно было бы сделать музейным объектом, но мешает бюрократия.

– Сейчас завод очень хорошо охраняется, — рассказывает он. — На нем выполняются военные заказы, из-за чего введена повышенная секретность. И для реализации подобных проектов требовалось бы получать массу различных разрешений. Ситуация же сейчас такова, что чиновнику гораздо проще запретить, чем разрешить. Иногда эта бюрократическая система просто поражает.

Смотрите также: Страшные легенды метро разных российских городов


Оставить комментарий
Лучшие посты
Позитив : Смешные комментарии из социальных сетей (57 фото) Позитив : Смешные комментарии из социальных сетей (57 фото) Позитив : Смешные комментарии из социальных сетей (35 скринов) Позитив : Смешные комментарии из социальных сетей (35 скринов) Жизнь в Монголии (22 фото) Жизнь в Монголии (22 фото) Милицейская бойня в Самарской области в 1973 году (65 фото) Милицейская бойня в Самарской области в 1973 году (65 фото) Как много в одном взгляде женщины Как много в одном взгляде женщины Забавные комментарии из социальных сетей (52 фото) Забавные комментарии из социальных сетей (52 фото) Это дно дна, ниже некуда: Ко дню Победы выпустили тапки с лицами ветеранов и другой патриотический идиотизм (23 фото) Это дно дна, ниже некуда: Ко дню Победы выпустили тапки с лицами ветеранов и другой патриотический идиотизм (23 фото) Осколки истории : Интересные и редкие ретро-фотографии (96 фото) Осколки истории : Интересные и редкие ретро-фотографии (96 фото) Выпускницы прошлого года (34 фото) Выпускницы прошлого года (34 фото) Прикольные картинки и красивые фотографии (160 фото) Прикольные картинки и красивые фотографии (160 фото) Люси Лоулесс: 10 самых интересных фактов Люси Лоулесс: 10 самых интересных фактов Дарья Мельникова из сериала «Папины дочки» Дарья Мельникова из сериала «Папины дочки» Позитив: Прикольные картинки и комменты  (71 фото) Позитив: Прикольные картинки и комменты (71 фото) Адель Смит жалеет о татуировке, которую набила в память о своем псе Адель Смит жалеет о татуировке, которую набила в память о своем псе Док Джон: редчайший снимок «три-в-одном» Док Джон: редчайший снимок «три-в-одном» Вячеслав Жданов: если бы Дональд Трамп жил в России Вячеслав Жданов: если бы Дональд Трамп жил в России Веселые комменты и высказывания из соцсетей 09.05.18 (49 фото) Веселые комменты и высказывания из соцсетей 09.05.18 (49 фото) Пятничный позитив: Смешные комментарии из соцсетей (40 фото) Пятничный позитив: Смешные комментарии из соцсетей (40 фото) Реймонд Боуман: это была самая красивая смерть… Реймонд Боуман: это была самая красивая смерть… Перлы от «мастеров» печатного слова (52 фото) Перлы от «мастеров» печатного слова (52 фото) Прикольные картинки с интернет-просторов (35 фото) Прикольные картинки с интернет-просторов (35 фото) Интересные предметы и существа, которых редко встретишь (20 фото) Интересные предметы и существа, которых редко встретишь (20 фото) Забавные и неожиданные высказывания с глубоким смыслом (92 фото) Забавные и неожиданные высказывания с глубоким смыслом (92 фото) «Благодарные потомки» празднуют Победу (3 фото) «Благодарные потомки» празднуют Победу (3 фото) Пятничные забавные картинки и красивые фото (62 фото) Пятничные забавные картинки и красивые фото (62 фото) Прикольные комменты и забавные картинки из сети (41 фото) Прикольные комменты и забавные картинки из сети (41 фото) Забавные фото и прикольные картинки (118 фото) Забавные фото и прикольные картинки (118 фото) Boobpack — новый тренд из Японии Boobpack — новый тренд из Японии Женщина долго не догадывалась, что за тайный поклонник носит ей цветы Женщина долго не догадывалась, что за тайный поклонник носит ей цветы Сокровища в старом сейфе на заднем дворе Сокровища в старом сейфе на заднем дворе
Еще посты